Когда на транспортёрную ленту начали падать белоснежные бусины карбамида, сошла на нет усталость, накопившаяся за месяцы перед пуском. Сорок лет назад ради этого работали, не жалея сил, и 30 сентября 1980 года государственная приёмочная комиссия подтвердила: второму агрегату на производстве карбамида быть.
В историческом для второго агрегата карбамида документе значится: «Принять в эксплуатацию с общей оценкой «хорошо». И все же 30 сентября 1980 года вряд ли нужно считать днем рождения второго агрегата карбамида: к этому моменту производство выработало уже около 50 тысяч тонн карбамида. Несколько месяцев перед этим выдались особенно важными, а оттого волнительными. В конце июня 1980 года на территории второго агрегата карбамида уже не было строительной техники и монтажников. В дело вступил технологический персонал: предстояло запустить огромный новый агрегат и наладить производственные процессы. Директор ТОАЗа Георгий Кутепов больше всего волновался о том, как поведет себя сердце агрегата – компрессор. Однако в целом производственники отмечали: на втором агрегате недоделок было гораздо меньше, чем в свое время на первом. Сказался опыт участников строительства.
– Легче было не только строителям, но и операторам. Ребята со второго агрегата опирались на наш опыт, а проще говоря, учли наши ошибки, чтобы не повторить их у себя, – вспоминает сейчас старожил первого агрегата карбамида, старший оператор Михаил Цаплин.
Уже через месяц, 29 июля 1980 года, по полной технологической схеме получили первый товарный карбамид. Из Тольятти в Москву, в министерство химической промышленности, отправилась телеграмма: «…карбамид получен качества согласно ГОСТ». Ветераны второго агрегата и те, кто строил это производство, признались: в тот день, когда на транспортерную ленту начали падать белоснежные бусины карбамида, вместе с ними будто сошла на нет напряженность и психологическая усталость, накопившаяся за месяцы и дни перед пуском. Ради этого работали, не жалея сил.
Но пуск производства – лишь окончание первого этапа. Нужно еще доказать госкомиссии, что второй агрегат работает по всем правилам и выпускает качественную продукцию. Это как с автомобилем: как только он сошел с конвейера, его не отправляют сразу на дорогу. Сначала нужно пройти все тесты и проверки, и только потом – в большое «плавание».
Второй агрегат карбамида стартовал на Тольяттиазоте в условиях дефицита кадров. Производство работало, готовилось к государственной приемочной комиссии и формировало штат. Сюда переводили уже опытных операторов с первого агрегата карбамида. Спустя три дня после пуска, 1 августа 1980 года, газета «Призыв» писала: «Перед пуском второго агрегата на различных уровнях обсуждался большой вопрос о создании условий для нормального функционирования производства. Окончательно он не решен и сейчас. В целом по двум агрегатам осталось много недоделок».
Перед тем, как госкомиссия приступит к приемке, за дело взялся внутренний заводской аудит. Специалисты во главе с главным инженером ТОАЗа Михаилом Никоновым сделали вывод: недоделки не препятствуют нормальной эксплуатации, не ухудшают санитарно-гигиенические условия и безопасность труда работающих. Все незавершенные вопросы закрыли в короткие сроки.
Государственная приемочная комиссия состояла из представителей министерств энергетики, мелиорации и охраны водного хозяйства, гостехнадзора, руководителей химпредприятий страны, проектных институтов, строительных управлений – эксперты разных отраслей собрались, чтобы оценить готовность второго агрегата карбамида к самостоятельной жизни. Госкомиссия осмотрела готовые объекты пускового комплекса, ознакомилась с проектной документацией, изучила акты рабочей комиссии о приемке оборудования, зданий и сооружений. Удовлетворили экспертов результаты гарантийных испытаний, проведенных итальянской фирмой-генподрядчиком и ТОАЗом. На приемке еще раз убедились, что производимый агрегатом карбамид соответствует ГОСТу.
На пожелтевших страницах докладной записки государственной приемочной комиссии читаем: «Качество проекта и выполненных строительно-монтажных работ хорошее. Объект подготовлен к нормальной эксплуатации и обеспечен необходимым материально-техническими ресурсами».
Спустя 40 лет можно с уверенностью сказать, что решение было правильным. Второй агрегат карбамида – это флагман отечественной химической индустрии, который уже выработал более 13 с половиной миллионов тонн продукции. С юбилеем, уважаемые коллеги!
Михаил Цаплин, начальник цеха №08К:
– Уважаемые коллеги! Для нашего производства нынешний год – юбилейный. 40 лет! Позади годы плодотворной и сплочённой работы. Поздравляю вас с этой датой! Желаю мира и взаимопонимания, активности и старания, успеха в каждом деле. Пусть наше производство всегда будет гордостью завода, каждый из нас будет верен работе. Всем здоровья, процветания, больших прорывов и побед. Желаю упорно двигаться к поставленным целям, не только выполнять, но и перевыполнять планы, справляться с любой задачей дружным и ответственным коллективом!