Представьте себе: когда человек настолько освоит космос, что сможет летать туда на регулярном рейсе SpaceX, то уже там придётся на чём-то передвигаться. А что человеку привычнее всего? Автомобиль, конечно! И даже называться такие брички будут знакомо — например, Toyota Lunar Cruiser. И это не шутка. Двухместный «внедорожник», если всё пойдёт по плану, будет рассекать по Луне уже в этом десятилетии. Мы решили выяснить, как далеко в освоении космоса продвинулись автомобильные производители — не на одних же «Крузаках» там ездить?
Toyota
«Крузаком» для Луны компания Toyota занимается совместно с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA). План такой: в 2022 году разработчики приступят к постройке прототипа в масштабе 1:1, к сбору и проверке данных о системах управления, необходимых для исследования полярных районов Луны. С 2024 года начнётся проектирование и изготовление инженерной модели, а также создание реального «рабочего» образца. Ну а с 2027-го — сборка и испытания реального ровера. Запуск Lunar Cruiser в космос намечен на 2029 год.
Лунный «Крузак» будет представлять собой шестиметровую машину (при 5,2 и 3,8 метра ширины и высоты соответственно) с рассчитанными на двух человек жилым и рабочим модулями. При необходимости угнездиться можно и вчетвером. Управление станет осуществляться либо непосредственно космонавтами внутри, либо дистанционно, либо автопилотом.
А передвигаться Lunar Cruiser будет с помощью силовой установки на водородных топливных ячейках, при этом частично восстанавливать запас энергии сможет с помощью солнечных панелей. Ресурса должно хватить примерно на 10 тысяч лунных километров пробега.
Audi
Луноход, разработанный при поддержке компании Audi, уже мог бы показать себя в деле, но не сложилось. Ещё в 2015 году марка представила lunar quattro, построенный в сотрудничестве с немецкой организацией Part-Time Scientists — это несколько десятков инженеров, объединившихся в 2008 году. Разработчики готовили луноход в том числе для участия в конкурсе Google Lunar X Prize. Для победы в нём требовалось спроектировать, построить и отправить луноход по месту назначения, причём сделать это исключительно силами частных компаний с частным финансированием. А машина должна была проехать по спутнику не менее 500 метров и передать на Землю фото и видео в высоком разрешении. Главный приз — до 20 миллионов долларов.
Audi и Part-Time Scientists задумали следующее: почти полностью алюминиевая конструкция (с некоторыми деталями из магния) массой всего 35 килограммов, четыре электрических мотор-колеса, литий-ионный аккумулятор с солнечной батареей и необходимое для исследования и связи оборудование. Расчётная скорость передвижения — 3,6 км/ч.
Audi lunar quattro прошёл ряд испытаний в приближенных к лунным условиях в Австрийских Альпах и на острове Тенерифе в Атлантическом океане. Два экземпляра должны были отправиться в полёт в 2017 году. Однако не срослось: первоначально вообще планировалось, что аппараты команд запустят на Луну ещё в 2014 году, но сроки неоднократно сдвигались. В результате, пообщавшись с пятью участниками-финалистами (Audi и Part-Time Scientists не вошли в их число), организаторы конкурса пришли к выводу, что никто не сможет отправить луноходы вовремя.
Конкурс свернули, но кое-где lunar quattro всё же побывал — он снялся в фильме «Чужой: Завет», премьера которого состоялась в 2017 году.
Tesla
Эту крутую историю, вы, конечно, знаете: 6 февраля 2018 года компания Илона Маска SpaceX отправила Tesla Roadster в космос вместе с ракетой-носителем Falcon Heavy. Родстер при этом использовался в качестве полезной нагрузки — вместо традиционного балласта. Аудиосистема циклом проигрывала песню Дэвида Боуи Space Oddity, а на водительское место усадили манекен в «наряде» космонавта.
Впрочем, никакого другого смысла, помимо развлекательного, в этом нет. В сентябре 2020 года электрокар даже включили в список космического мусора — подраздел Каталога искусственных космических объектов, который уже около 40 лет ведёт астроном Джонатан Макдауэлл. Тесла оказалась там среди обломков и оборудования, потерянного или выброшенного космонавтами, наряду с мешками настоящего человеческого мусора, которых насчитывается 347 единиц.
Предполагалось, что родстер доставят на гелиоцентрическую орбиту вокруг Солнца, благодаря которой он сможет добраться до Марса. Однако выйти на орбиту не удалось. Тем не менее, на данный момент электрокар движется к Марсу на скорости под 27 000 км/ч и находится примерно в 20 днях от планеты. Здесь можно в онлайн-режиме отслеживать местонахождение автомобиля и изучать всякие занимательные цифры.
Lamborghini
Мог ли производитель эффектных суперкаров стать первой автомобильной фирмой, которая проведёт научные исследования в космосе? Мог и стал: в 2019 году итальянская марка отправила на Международную космическую станцию пять образцов композитов, разработанных в рамках совместного проекта с Хьюстонским институтом методических исследований.
Цель: изучение устойчивости материалов при экстремальных нагрузках в условиях космоса. В течение полугода образцы должны были подвергать температурным нагрузкам с перепадами от -40 до +200 градусов Цельсия, воздействию больших доз солнечной радиации, атомарного кислорода, ультрафиолетового и гамма-излучения. А по возвращению на Землю — проверить на уровни химической и физической деградации.
Полученные результаты планируется использовать для создания новых сортов углепластика, которые могут быть применены в биомедицине и, конечно же, суперкарах Lamborghini.
General Motors
А вот чьи колёса уже «потоптали» поверхность Луны, так это General Motors. Колёса в буквальном смысле — за этот важнейший компонент американская компания отвечала при создании Lunar Roving Vehicle, первого лунного вездехода, управляемого человеком. Основным разработчиком LRV, который успешно сопроводил экспедицию «Аполлон-15» в начале 1970-х, стала корпорация Boeing.Вездеход обладал длиной 3,1 метра и снаряжённой массой 210 килограммов, а дорожный просвет при полной загрузке (с двумя космонавтами) составлял 350 миллиметров. В движение его приводили два электромотора, обеспечивавшие 13 км/ч максимальной скорости. Впрочем, астронавтам Джону Янгу и Чарльзу Дьюку удалось разогнаться аж до 18 км/ч.
Разработка «лунных колёс», особенно в то время, была крайне непростой задачей. Жёсткие, ввиду статуса пассажирской машины, не подходили. Резиновые пневматические — тоже, в силу их почти полной непригодности при, мягко говоря, непростых условиях эксплуатации. Решением стала «покрышка» из плетёной стальной проволоки с цинковым покрытием и титановыми протекторами, надетая на алюминиевый диск. Диаметр шины составил 810 миллиметров, ширина — 230 миллиметров.
В истории GM было много взлётов и падений, но участие в космической программе — одно из ярчайших событий в деятельности концерна.
Mars Rover Concept Vehicle
Этот внушительный автомобиль, к сожалению, никуда полететь не мог по определению — концепт построили исключительно как шоу-кар и представили на выставке Summer of Mars в Космическом центре Кеннеди. Задуман он, как подсказывает название, для покорения Марса. Помимо NASA, к нему приложили руку умельцы из Parker Brothers Concepts — эта фирма разработала ряд функциональных прототипов для различных фильмов.
Масса автомобиля длиной 8,5 метра, шириной более четырёх метров и высотой 3,4 метра равна 2700 килограммам, а «стоит» он на шести 50-дюймовых колёсах, разработанных специально для движения по поверхности Марса. Вместимость — четыре человека, при этом задняя часть концепта представляет собой мобильную лабораторию: её можно «отстегнуть» и оставить в какой-нибудь точке планеты. Электрическая силовая установка с 700-вольтовой батареей позволяет разогнаться до 110 км/ч с лишним, но на Марсе реальная скорость составила бы 16–24 км/ч.
Lexus и Porsche
А что насчёт «воздушного» сообщения в освоенном человеком космосе? Что ж, этим уже занимаются в компаниях Lexus и Porsche. Это, конечно же, шутка: речь исключительно про работы марок для киноиндустрии и рекламы. Например, дизайн-центры Porsche в Вайсахе и Сан-Франциско подготовили для очередного эпизода «Звёздных войн» звездолёт Tri-Wing S-91x Pegasus Starfighter. Его некоторые элементы отсылают ко внешнему виду моделей 911 и Taycan.
А на счету «Лексуса» уже два летательных киноаппарата. Lexus Skyjet был подготовлен для фильма «Валериан и город тысячи планет». По мнению авторов, он даёт представление о транспортном средстве 2700-х годов. Впрочем, элементы дизайна модели LC к тому времени вряд ли будут актуальны. Но кто же знает...
Вторая разработка — QZ 618 Galactic Enforcer — была использована в картине «Люди в чёрном: Интернэшнл». Это трансформер: Lexus RC F для движения по Земле и космический корабль для почти мгновенного перемещения куда угодно (разгон до «сотни» у него занимает 0,0000000000001 наносекунды). Безопасности машины позавидуют в Volvo: корабль оборудован сиденьями с 31-точечными ремнями безопасности и обладает непробиваемым силовым полем.