2,2K подписчиков

«Банановый король» Маурицио Каттелан

356 прочитали

21 сентября Маурицио Каттелан празднует 60-летие. Художник-самоучка, он пришел в искусство с улицы, на протяжении нескольких десятилетий эпатировал публику, его работы вызывали протесты и даже уничтожились, он завершал карьеру, но потом снова возвращался. Рассказываем о пути Каттелана: от осквернения церковных скульптур еще в детстве до приклеенного к стене банана.

— Если нужно было бы назвать первые арт-эксперименты Маурицио Каттелана, то можно было бы вспомнить, как он подрисовывал усы статуям святых в церкви.

Правда, продолжалось это недолго — будущий художник был исключен из прихода, где подростком служил министрантом (тот, кто прислуживает священнику во время мессы и иных богослужений). Сестра Каттелана вспоминала, что ей часто бывало стыдно за брата. И лишний раз она старалась не упоминать его имя.

— Маурицио Каттелан родился в итальянской Падуе — в небогатой семье водителя грузовика и горничной.

Учился он еле-еле, зато был главным хулиганом. Профессионального образования не получил вовсе (может, поэтому и зовет себя не «художником», а «работником искусства»). Каттелан попробовал многие профессии: садовника, повара, охранника. А еще работал в морге и сдавал сперму в качестве донора. «Цель была такой — работать, чтобы выжить. Но потом я решил изменить ее — выжить, не работая. Сейчас у меня намного больше работы, чем было раньше. Но в погоне за свободой я нашел настоящую тюрьму. Но ту, которую и искал», — рассказывал художник в интервью The Guardian.

Маурицио Каттелан, «Без названия», 2000.
Маурицио Каттелан, «Без названия», 2000.

— Художественную карьеру Каттелан начал в 1980-х.

И позднее признавался, что искусство спасло его «от тюрьмы, а может и от смерти». Художник начал с предметов мебели, которые назвал «функциональными объектами с творческим подтекстом». Первая персональная выставка Каттелана состоялась в 1989 году. Правда, никакой экспозиции не было. А была закрытая галерея, на дверях которой художник повесил табличку: «Ушел, скоро буду».

Маурицио Каттелан, «Мы», 2010.
Маурицио Каттелан, «Мы», 2010.

— В 1993 году Маурицио Каттелана впервые пригласили на Венецианскую биеннале.

Но художник ничего на ней не представил. Он сдал предназначенное ему пространство под рекламное место, где был размещен баннер с изображением флакона духов. Художник заработал на этом, а акцию назвал «Working Is a Bad Job». Стоит отметить, что другие участники биеннале оценили задумку итальянца и не возмущались, что их работы выставляются рядом с рекламным щитом.

Рекламный постер на Венецианской биеннале, 1993.
Рекламный постер на Венецианской биеннале, 1993.

— Каттелан — мистификатор и провокатор.

Его работы — универсальные высказывания о власти, религии, смерти. При этом художник почти всегда сдабривает их порцией юмора — черного. Главное в его работах то, что они всегда вызывают реакцию. Будь то застрелившаяся за столом белка, Гитлер, стоящий на коленях, свисающая с потолка туша лошади или придавленный к земле метеоритом Папа римский. Кстати, последняя инсталляция вызвала протесты в Польше. Тогда Каттелан заявил следующее:

«Это абсолютно не антикатолическая работа. Папа римский — скорее напоминание о том, что власть, какой бы она ни была, имеет свой срок годности. Почти как молоко…».
Маурицио Каттелан, «Девятый час», 1999.
Маурицио Каттелан, «Девятый час», 1999.

— В 2012 году в нью-йоркском музее Гуггенхайма прошла ретроспектива художника.

К ней была запущена рекламная кампания. Художник снялся на фоне своих работ, держа в руках надгробный камень с надписью The End. Так Каттелан сообщал, что решил завершить карьеру. Правда, спустя четыре года он передумал. Все в том же музее Гуггенхайма художник представил золотой унитаз. Он функционировал, и посетители культурной институции могли им воспользоваться. Арт-объект Каттелан назвал «Америка». Любопытно, что когда Дональд Трамп, став президентом США, попросил у музея на временное экспонирование в Белом доме полотно Ван Гога «Пейзаж со снегом», главный куратор Гуггенхайма предложила ему золотой унитаз. Правда, предложение осталось без ответа.

Маурицио Каттелан, «Америка», 2016.
Маурицио Каттелан, «Америка», 2016.

— Сегодня Маурицио Каттелан — безоговорочно один из ведущих современных художников.

Его работа «Он» — скульптура стоящего на коленях Гитлера — не только вызвала скандал, но и была продана на торгах Christie’s за рекордные $17 млн. Вообще же итальянскому художнику по силам продать даже приклеенный к стене скотчем банан. Что он и сделал в 2019 году на ярмарке Art Basel в Майами. Бананов было несколько. Два ушли по $120 тыс. за штуку, а третий съел художник Дэвид Датуна. Свой перформанс он назвал «Голодный художник». Один из бананов хотел купить себе и Дэмьен Херст, но Каттелан отказал художнику.

Маурицион Каттелан, «Комедиант», 2019.
Маурицион Каттелан, «Комедиант», 2019.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.