В течение последних лет я стала задумываться о том, что в некоторых регионах женщины сталкиваются с ужасными вещами: легальное домашнее насилие, бесконечные запреты, ограниченные политические права и так далее. Тем не менее, долгое время тема феминизма вызывала у меня резкое неприятие. Меня раздражали кричащие и требующие неизвестно чего барышни, которые лучше меня знают, подвергаюсь я дискриминации или нет. Также ужасно действовал на нервы тот факт, что зачастую у встречавшихся мне активисток в голове была невероятная каша. Они не понимали, чего они хотят, за что борются и против чего выступают: заученные фразы без придания им хоть какой-нибудь осмысленности. Милые леди не отличали даже равенство от равноправия, хотя разница есть, она принципиальна. В последнее время моё отношение к происходящему в мире изменилось, причём в большей степени из-за моей профессии. Я поняла, что есть большая разница между феминизмом как социальным явлением и борьбой за права женщин, по крайней мере для меня. Историей изменения моих взглядов я бы хотела поделиться в этой статье.
Моя история
Итак, как я уже говорила ранее, после первого знакомства с популярным социальным явлением мои с ним отношения не задались. Я довольно консервативный человек, по крайней мере в определённых вопросах, поэтому происходящее мне виделось так: женщины с цветными волосами по всему миру выходят на улицу, чтобы отобрать у меня возможность варить борщи, чувствовать себя под защитой своего молодого человека и так далее. На моём жизненном пути мне не попадался никто, способный переубедить меня. Возгласы о том, что я «просто жертва патриархата» и «не замечаю, как меня дискриминируют», ситуацию только усугубляли. Всё изменилось в тот момент, когда в университете нам стали читать курс по конституционному праву зарубежных стран.
Несмотря на то, что из названия предмета, казалось бы, следует, что в его рамках изучаются Конституции различных стран, с нашим преподавателем мы рассматривали вопросы более глубоко: проводили различные исследования зарубежного законодательства, обсуждали существующие в самых разных уголовных кодексах наказания и так далее. Однажды речь зашла о вещах, традиционно считающихся женскими проблемами: абортах, искусственном оплодотворении, дискриминации по половому признаку в сфере трудового законодательства и так далее. Изучив внушительное количество материалов не для слабонервных, я пришла к выводу, что в некоторых регионах женщиной лучше не рождаться. Я стала изучать вопрос подробнее и обнаружила, что приятные мне активистки всё же существуют в природе: они помогают женщинам, которые в своих странах ежедневно подвергаются дискриминации, причём в большинстве случаев насилие происходит на вполне законных основаниях. Некоторые примеры таких диких с точки зрения современного европейского общества, но обыденных и законных в ряде стран вещей я приведу далее в статье. В любом случае, очевидными стали две вещи: где-то в мире женщины дискриминируются на законных основаниях, из-за чего вынуждены молчать, но далеко не все из них согласны и рады жить в таких условиях.
Подмена понятий
Изучая вопрос более подробно, столкнулась с интересной вещью: многие барышни выступают против неравенства, а не против неравноправия. Меня это очень удивило и вот почему.
Дело в том, что равноправие, как несложно заметить, подразумевает равенство в правах. Права – социальная конструкция, то есть вне общества она не существует. Говоря более примитивным языком, какой-нибудь хищник в дикой природе вполне может напасть на человека и даже им пообедать, поскольку «я человек» что-то значит само по себе только в мире людей. Равенство – это аналогичность, идентичность, и так далее. Равенство мужчин и женщин невозможно априори: есть анатомические, физиологические и другие отличия, которые невозможно изменить, не изменив мужчину на женщину или наоборот. Поэтому борьба за равенство – это борьба с ветряными мельницами.
К тому же, многие женщины требуют чего-то, «чтобы было», или очень быстро меняют свои взгляды в выгодные для них моменты. Например, в одном видеоролике из популярной серии, где приглашают на разговор представителей противоположных точек зрения и предлагают им обсудить спорный вопрос, девушка говорила о довольно странных, как мне кажется, вещах. «Да, я и большинство женщин не пойдут в шахты, но мы хотим иметь такую возможность», – это удивило меня больше всего. И что же тогда получается? Борьба ради борьбы? «Я никогда не буду ходить в золотой туалет, но хочу, чтобы у меня был именно такой»? На мой субъективный взгляд, подход крайне странный. И, конечно, вечные требования одинакового отношения, но при этом совершенная неготовность принимать на себя определённые предусмотренные обществом «мужские» обязанности: уравняйте нас в правах, но лишние обязанности мы не хотим. Странно, непонятно, довольно бессмысленно. Возможно, именно поэтому долгое время всё так меня раздражало.
Актуально везде?
При подготовке этой статьи я стала замечать, что наибольшее непонимание у меня вызывают женщины, борющиеся за равноправие в странах, где ни на законодательном, ни на обыкновенном социальном уровне чаша весов не склоняется в сторону мужчин. И я задумалась: «Везде ли так? Есть ли какой-то смысл у феминизма как такового?» Оказалось, что очень даже. Я решила провести небольшое исследование в рамках написания этой статьи, изучить законодательство разных стран и сделать о ситуации несколько основных выводов.
Одна из первых шокирующих вещей, с которыми я столкнулась: в некоторых странах мира домашнее насилие законно. Например, Уголовный Кодекс Нигерии (это в Африке, вдруг кто не знает) в ст. 55 предоставляет мужьям право бить жён в целях «перевоспитания», а наряду с государственной судебной системой существуют также мусульманские суды и суды обычного права. Первые при вынесении решений руководствуются законами шариата, вторые – сложившимися обычаями и традициями. Также в Уголовном Кодексе сохраняется возможность назначения смертной казни или порки в качестве наказания. Не применяются они только к лицам младше 17 лет и беременным женщинам.
Куда более шокирующая информация ждала меня дальше и уже в судебной практике данной страны: здесь в 2002 году, 22 марта была приговорена к смертной казни за супружескую измену женщина по имени Амина Лаваль. В дальнейшем ей дважды пришлось подавать апелляционную жалобу, в результате последней 25 сентября 2003 года её оправдали, мотивируя решение тем, что женщина не была «фактически поймана на измене» и «не имела фактической возможности защищать свои права».
За печальными примерами незачем ходить так далеко: сравнительно недавно в России побои перестали быть преступлением и в настоящее время становятся им только после повторного совершения. Наказываются по Кодексу об административных нарушениях штрафом, административным арестом или обязательными работами, после повторного совершения – в рамках ст. 116.1 УК РФ.
Бывает и иначе: в Конституции государства провозглашаются права и свободы человека и гражданина, равенство, государство обязуется защищать женщин, детей, стариков, инвалидов, а также множество других категорий населения, но на практике творится ужасный беспредел. Одна из таких стран – Афганистан. Так, например, принятая в 2004 году Конституция страны провозглашает равноправие мужчин и женщин, а также корреспондирует, что работа является правом каждого гражданина. На деле женщины в стране не просто подвергаются дискриминации в сфере труда, им просто запрещено работать, чтобы они не встречались с мужчинами. По этой же причине девочки не посещают школу, а уровень грамотности среди женского населения не достигает и 30%.
Конституция африканской страны Мали провозглашает «намерение народа защищать права женщин и детей», но при этом большинство женщин подвергается ужасной традиции – женскому обрезанию. Также для девочек сохраняется высокая опасность раннего и насильственного вступления в брак, а в дальнейшем – смерти при родах.
Выводы
Продолжать список к моему удивлению и ужасу можно ещё долго. Часть примеров в духе продажи женщин в рабство и современной борьбы с колдовством средневековыми методами я решила не упоминать: это тянет на самостоятельную статью как в контексте прав женщин, так и прав человека в целом. Не зря к этим темам приковано внимание широкой общественности.
Что я думаю обо всём этом? Пока в одних странах женщины борются с ветряными мельницами, в других они остро нуждаются в помощи, чтобы просто выжить. И несмотря на это многие привыкли жить в таких условиях. Они не жалуются, не мечтают уехать и не просят помощи. Общественность тем временем пытается решить, стоит ли спасать тех, кто своей жизнью, пусть и нелёгкой, вполне доволен. Вопросов здесь действительно больше, чем ответов, но для меня очевидно одно: феминизм нужен, но не там, где и без него бесчисленное количество прав, свобод и возможностей.
Если вам нравится публикуемый мной контент, то оставайтесь со мной, подписавшись на канал и поддержав меня кнопкой «Нравится». Пишите комментарии: у нас может завязаться интересная дискуссия или именно вы вдохновите меня на написание нового материала. Будьте счастливы!