Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

7 ошибок режиссёров и сценаристов, из-за которых исторические фильмы бывают далеки от реальности

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики!

Многие зрители считают, что историческое кино - это достоверный источник информации о давно прошедших временах и нередко принимают увиденное в них за чистую правду.

А между тем режиссёры и сценаристы нередко допускают ошибки, из-за которых кино может оказаться очень далеким от реальности. И речь здесь не о намеренном «перевирании» исторических фактов, а о «мелочах», на которые создатели фильма не обращают внимание или же попросту не считаются с ними.

Итак, какие же ляпы, искажающие историческую правду, чаще всего встречаются в фильмах?

P.S. Все фото в статье взяты со свободных источников Интернета.

1. По фильму почти невозможно определить время действия, если это не известно заранее

По одежде персонажей, их стилю поведения, оружию и прочим приметам времени в фильме иногда трудно бывает сказать, в какое столетие происходит действие: десятый это век или, например, пятнадцатый?

А если фильм о Японии эпохи Эдо или, например, о Чосоне, то время действия там запросто может быть и веком девятнадцатым, а вовсе не Средневековьем, как могло показаться вначале.

По одежде и оружию в исторических фильмах, где действие происходит в Японии, часто и не понять, что же это за эпоха такая: Сэнгоку, Бакумацу или нечто другое. (Кадр из фильма «Последний самурай»)
По одежде и оружию в исторических фильмах, где действие происходит в Японии, часто и не понять, что же это за эпоха такая: Сэнгоку, Бакумацу или нечто другое. (Кадр из фильма «Последний самурай»)

Но вопреки распространённому мнению, будто жизнь людей в старину не менялась на протяжении столетий, технологии и общество во всех более-менее цивилизованных странах понемногу развивались пусть даже в самые «тёмные» века.

И потому, когда в фильме, где действие происходит в 12-13 веках видишь рыцаря, лихо размахивающего огромным мечом-двуручником, то невольно задумываешься о том, как же двуручный меч мог там оказаться?

Время действия - 13 век, а оружие - из века 14, не раньше. (Фильм «Храброе сердце»)
Время действия - 13 век, а оружие - из века 14, не раньше. (Фильм «Храброе сердце»)

Ведь двуручники стали пользоваться спросом в Европе лишь в четырнадцатом столетии и то потому, что к этому времени появились усиленные доспехи, справиться с которыми обычным оружием не получалось.

2. Крупные сражения показаны как ряд отдельных поединков

Нередко в фильмах масштабные битвы превращаются в серию дуэлей между воинами. Обе вражеские армии разделяются на пары и солдаты сражаются друг с другом один на один, как если бы это было не сражение, а соревнование по боевым искусствам или же рыцарский турнир.

На самом деле в старину один на один в битвах не сражались. (Кадр из сериала «Викинги»)
На самом деле в старину один на один в битвах не сражались. (Кадр из сериала «Викинги»)

На самом же деле главной задачей командиров в прежние века было как можно дольше удерживать строй, а вовсе не превращать битву с вражеской армией в массовую дуэль.

К тому же, в пылу схватки воины, забывшие о «чести, совести и моральных устоях», запросто могли впятером и даже вдесятером атаковать одного противника. Так что если строй во время битвы и рассыпался, то сражение превращалось совсем не в ряд отдельно взятых поединков, а в этакую «кучу-малу».

3. Битва до последнего воина

Во многих исторических фильмах сошедшиеся в бою армии бьются до тотального истребления. То есть, пока останется хотя бы один вражеский солдат, победившая сторона не прекращает сражаться.

Между тем во время настоящих исторических баталий дело редко доходило до уничтожения хотя бы половины проигравшего войска.

Чаще всего сражение прекращалось в тот момент, когда кто-то из командующих понимал, что его армия терпит поражение и отдавал приказ о тактическом отступлении или же о сдаче в плен.

Обычно, сражение продолжалось до тех пор, пока главнокомандующий одной из сторон не погибал, не сдавался в плен или не бежал с поля боя. (Кадр из фильма «Сэкигахара»).
Обычно, сражение продолжалось до тех пор, пока главнокомандующий одной из сторон не погибал, не сдавался в плен или не бежал с поля боя. (Кадр из фильма «Сэкигахара»).

Впрочем, случалось, что и сами солдаты, не желающие умирать или томиться в плену, ударялись в паническое бегство, выйдя при этом из повиновения и перестав слушаться своих командиров. Ну и, конечно, гибель главнокомандующего также нередко приводила к завершению баталии.

4. Замки - огромные укреплённые крепости

Неважно: европейский ли замок в фильме, японский, чосонский или ещё какой, он почти всегда будет показан как массивная крепость с каменными стенами.

А между тем большинство укреплений в старину и в Европе, да и в Азии, возводилось вовсе не из камня, а из дерева. И нередко представляли они собой что-то наподобие господского дома, окружённого хозяйственными пристройками и обнесённого деревянной же оградой и (не всегда) рвом, заполненным водой.

Замок Уэда, как и большинство других средневековых крепостей, построен не из камня, а, в основном, из дерева.
Замок Уэда, как и большинство других средневековых крепостей, построен не из камня, а, в основном, из дерева.

Крепости из камня строить было очень дорого и само их возведение превращалось в настоящий «долгострой», тянущийся десятилетиями. Да и позволить себе их содержать могли лишь самые богатые и влиятельные люди.

Так что далеко не каждый европейский герцог или, к примеру, японский даймё, мог стать счастливым обладателем каменной крепости, за стенами которой можно было бы себя почувствовать в полной безопасности.

«Но почему же сейчас большинство старинных крепостей именно каменные, а не деревянные?» - возможно, спросите вы. Дело в том, что лишь немногие замки сохранились до настоящего времени в своём первозданном виде.

Многие из них достраивались и перестраивались уже после того, как Средневековье закончилось. В то время люди уже не воевали так часто, а потому не боялись затевать «долгострой», рискуя остаться без защиты крепостных стен, пусть даже и деревянных.

Кроме того, многие старинные крепости были во время многочисленных войн сожжены дотла, а места, где они некогда стояли, пришли в запустение. Как, например, случилось в эпоху Сэнгоку со многими японскими замками.

5. Простолюдины ведут «неправильный» образ жизни

Нередко в исторических фильмах можно видеть городские улицы, запруженные простыми горожанами, которые вместо того, чтобы работать, только и делают, что чинно прогуливаются или же болтают со своими знакомыми.

Но в старину простые люди хорошо знали цену деньгам и не стали бы тратить время на бесцельные променады вместо работы.

Праздно шатающаяся в будний день толпа на городских улицах в исторических фильмах - не более, чем преувеличение. (Кадр из дорамы «Путешествие в прошлое доктора Джина»).
Праздно шатающаяся в будний день толпа на городских улицах в исторических фильмах - не более, чем преувеличение. (Кадр из дорамы «Путешествие в прошлое доктора Джина»).

Также в фильмах нередко можно видеть, как крестьяне охотятся в лесу на оленей или кабанов. На самом же деле лесные угодья принадлежали аристократам и простолюдинам под страхом смерти было запрещено там охотиться.

Да и разъезжать верхом на лошади средневековые крестьяне не могли себе позволить. Конь в старину стоил дорого, да и на его содержание требовалось немало денег. А потому держали их только представители знати и зажиточные торговцы.

По этой же причине лошади почти не использовались во время полевых работ, а вместо них у крестьян были волы или быки. Да и тех в Европе нередко покупали и держали вскладчину, когда одна рабочая скотинка приходилась на два или больше хозяйства.

6. «Неправильные» внешность и одежда персонажей

Натуральные ткани стоят недёшево и многие режиссёры, желая сэкономить, часто «одевают» героев своих фильмов в синтетику, мало похожую на настоящий шёлк, бархат или парчу.

Но это ещё можно понять, тем более, что к настоящему времени появились искусственные ткани, которые неспециалист вряд ли отличит от натуральных. А вот чем можно объяснить иногда попадающиеся в кадрах фильмов про Средневековье современные застёжки, «молнии» и пайетки? Что это: невнимательность к деталям или намеренное искажение исторической правды?

Встречается и другая ошибка: все простолюдины в фильме нередко показаны грязнулями, одетыми в какие-то рваные обноски, которыми только ворон пугать.

Как бы ни хотелось создателям исторических фильмов показать непростую средневековую жизнь, люди в те времена всё равно старались по мере возможности одеваться опрятно вне зависимости от своего сословия. (Кадр из фильма «Столпы земли»).
Как бы ни хотелось создателям исторических фильмов показать непростую средневековую жизнь, люди в те времена всё равно старались по мере возможности одеваться опрятно вне зависимости от своего сословия. (Кадр из фильма «Столпы земли»).

На самом же деле даже бедные люди в старину не были совсем уж чумазыми оборванцами. Если одежда бедняков пачкалась - они её стирали, когда рвалась - зашивали, а вовсе не щеголяли в лохмотьях с многочисленными прорехами.

Кстати, одежда горожан из простонародья была ещё и довольно яркой, а вовсе не грязновато-серой или коричневато-бежевой, как это нередко показано в историческом кино.

7. Сказочная романтика Средневековья

Практически во всех фильмах, где действие происходит в Средние века, присутствует прекрасная дама (а иногда и несколько), а также рыцари и прочие поклонники, которые её идеализируют и всячески превозносят.

На самом же деле подобное отношение к женщинам появилось под влиянием трубадуров и их песен лишь в позднее Средневековье. Оно не было повсеместным, да к тому же ещё и осуждалось католической церковью, а нередко и объявлялось ересью.

Цикл баллад о короле Артуре, с которого, собственно, и началась романтизация Средневековья, стал популярен лишь в 16 столетии.

Благодаря кинематографу многие люди считают Средневековье временем романтики, но это представление не соответствует средневековым историческим реалиям. (Кадр из фильма «Дочь Робин Гуда: принцесса воров»).
Благодаря кинематографу многие люди считают Средневековье временем романтики, но это представление не соответствует средневековым историческим реалиям. (Кадр из фильма «Дочь Робин Гуда: принцесса воров»).

А сама эта эпоха если и была похожей на сказку, то на довольно мрачную, не особенно добрую и совсем не романтичную.

Вместо заключения

Выше сказанное не означает, что всё показанное в исторических фильмах - неправда. Просто, нужно понимать, что художественное кино - это не исторический документ, а искусство. И главное, к чему стремятся создатели таких фильмов - это произвести впечатление на зрителя, удивить его и вызвать сильные эмоции.

В том случае, если зрелищность противоречит историческим фактам или реалиям, режиссёр почти наверняка предпочтёт сделать фильм менее «настоящим», но более ярким и красочным или, наоборот мрачным, если это требуется по сюжету.

Вот почему к историческим фильмам и сериалам лучше всего относиться как к художественным произведениям, написанным не в точном соответствии с историческими фактами и реалиями той или другой эпохи, а как бы по их «мотивам».

---------

На этом пока всё, до новых интересных встреч.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии, если вам есть, что сказать по поводу этой публикации.

Исторические фильмы
0