Яркий свет хрустальной люстры ослепил его, когда двери в аудиенц-залу отворили, и он несмело переступил её порог. Во главе длинного стола восседала мать, она смотрела на Павла с лёгкой ухмылкой и интересом. «Присаживайся, Павел Петрович, вот рядом с Григорием Александровичем и садись». Обер-прокуроры задвигали стульями, отодвигаясь и давая дорогу сыну императрицы. «Я пригласила тебя, чтобы ты поприсутствовал при обсуждении внешнеполитических проблем империи. Сегодня у нас польский вопрос и присоединение Крыма. Тебе есть, что сказать?». Павел Петрович начал неуверенно, а затем набирая обороты и повышая тон, высказал впервые всё, что хотелось ему донести до матери и сановников. Спустя тридцать минут он, красный от волнения, с трясущимися руками, в спешке покинул зал, и больше никогда не приглашался для участия в обсуждении государственных дел. После женитьбы его сына, Александра, Екатерина записала: «Сперва мой Александр женится, а там со временем и будет коронован со всевозможными церемониями, торжествами и народными празднествами».
Императрица, действительно и всерьёз задумывалась о передаче престола своему внуку Александру в обход сына и законного наследника Павла. Многие историки утверждают даже о наличии завещания Екатерины в пользу Александра, которое было уничтожено после её смерти.
Почему у Екатерины были такие сложные отношения с сыном, если не сказать больше – взаимная антипатия?
Рождение.
В браке Екатерины и Петра Фёдоровича долгих 9 лет не было детей. Среди причин историки выделяют следующие:
- страх Петра, что после рождения наследника тётушка Елизавета Петровна завещает престол ребёнку, а Петра «вычеркнет» за ненадобностью, или того хуже - заточит в крепость, как заточила ранее законного наследника Ивана Антоновича;
Читайте также: "Незавидная судьба ребенка – российского императора Ивана VI Антоновича".
- неспособность Петра к зачатию в следствие болезни - фимоза, который был устранен путем хирургического вмешательства;
- отсутствие интереса у Петра к Екатерине как к женщине.
Читайте также: "Замуж за троюродного брата: Екатерина II и Пётр III".
Будущий император родился в 1754 году. При рождении присутствовали императрица Елизавета Петровна, наследник Пётр Фёдорович и Алексей Шувалов.
Как пишет Екатерина:
«Я очень страдала, наконец, около полудня следующего дня, 20 сентября, я разрешилась сыном. Как только его спеленали, императрица ввела своего духовника, который дал имя Павла, после чего тотчас же императрица велела акушерке взять ребёнка и следовать за ней». /Из «Записок» Екатерины II/.
Младенец сразу был изъят у матери, и в следующий раз она смогла увидеть сына только через сорок дней после родов.
Люльку с младенцем поставили в покоях императрицы, приставили к нему штат кормилиц и нянек; государыня сама подбегала к люльке по первому крику.
Чувства Екатерины после разлуки с сыном.
Во многих исторических экранизациях показано, как Екатерина страдала от того, что у неё забрали ребенка. Но, как ни странно, в «Собственноручных записках императрицы Екатерины II» этот факт не нашёл отражения.
Читайте также: "Исторические неточности сериала «Великая», с цитатами из дневника Екатерины II".
Екатерина больше делает акцент на своём страдании от невнимания окружающих и жалуется на плохое самочувствие после родов: как она потела, как просила сменить бельё, как просила пить, как неудобно лежала и как была всеми покинута. Много жалоб Екатерины излито о том, как ей пренебрегают, а как все заняты ребёнком, а не ей.
Здесь её можно понять: после родоразрешения необходимо было восстановиться, нужна была помощь и забота окружающих. Но Елизавета Петровна заполучила долгожданного ребёнка - будущего наследника и для неё Екатерина свою миссию выполнила. Однако, императрица щедро наградила мать наследника: подарила сто тысяч рублей и ларчик с украшениями.
Императрица не отрывала от себя ребёнка и не давала его матери. Но Екатерина больше расстроилась из-за того, что подаренный ларчик не произвёл на неё «большого впечатления». Она много описывает, какие жалкие там были перстни («которые совестно подарить даже камер-фрау»), какие плохие камни в украшениях, как они плохо и безвкусно выполнены, и что всё это «не такого сорта». О страданиях по разлуке с новорожденным сыном Екатерина так подробно не пишет, вернее, не пишет вообще.
Будущая «Великая» императрица упоминает о страданиях, но «от сильной скуки». Также она пишет о сильнейшем горе, которое постигло её после родов. Но горе это - от того, что её разлучали с любимой фрейлиной, княжной Гагариной (которая выходила замуж) и с её фаворитом, Сергеем Салтыковым (которого послали в Швецию).
«… это значило, <…> что я буду немедленно разлучена с двумя лицами, которых я любила больше всех <…>. Я только и делала, что горевала. <…> Я не могла и не хотела никого видеть, потому что была в горе». /Из «Записок» Екатерины II/.
Екатерина всё же интересовалась судьбой и самочувствием Павла:
«На шестой день были крестины моего сына; он уже чуть не умер от молочницы. Я могла узнавать о нём только украдкой, потому что спрашивать об его здоровье значило бы сомневаться в заботе, которую имела о нём императрица, и это могло быть принято очень дурно». / «Записки» Екатерины II/.
Гиперопека над будущим наследником.
Заботы маленькому Павлу хватало, его буквально душили этой заботой. Из-за боязни простуды, ребёнка перегревали и не открывали окон:
«Его держали в чрезвычайно жаркой комнате, запеленавши во фланель и уложив в колыбель, обитую мехом черно-бурой лисицы; его покрывали стёганым на вате атласным одеялом и сверх этого клали еще другое, бархатное, розового цвета, подбитое мехом черно-бурой лисицы». / «Записки» Екатерины II/.
Елизавета, не имеющая детей, отнеслась к Павлу как к своему долгожданному сыну и опекала его избыточной заботой, которая только вредила будущему императору.
Читайте также: "Женское несчастье императрицы Елизаветы".
Такое обращение привело к тому, что когда ребёнок подрос, то простужался от любого ветерка и был слаб здоровьем. Как пишет Екатерина, вокруг младенца было много «старых мамушек», которые своими бестолковыми советами «приносили ему несравненно больше телесных и нравственных страданий, нежели пользы».
В своих «Записках» Екатерина редко пишет о сыне, больше уделяя внимания переживаниям из-за отношений с мужчинами, придворным сплетням и собственному восхвалению.
«Прохладные» отношения с сыном и его нелюбовь к матери.
Екатерина не была матерью для Павла I в полном смысле этого слова. Их отдалили друг от друга с детства, его выкармливали кормилицы, учили гувернанты, наставляла и окружала заботой Елизавета Петровна.
Повзрослев, он стал встречаться с матерью больше на светских приёмах, чем на семейных собраниях.
Он не любил мать за причастность к смерти своего отца, за постоянную смену её фаворитов (которую считал постыдной), его мнение о государственном управлении и внешней политике страны кардинально отличалось от мнения Екатерины.
Первопричина их холодных отношений - в том, что от матери отняли ребёнка сразу после его рождения, и она не успела его полюбить. Сначала ребёнка забрали, а когда он подрос, то Екатерине было уже не до его воспитания: она занималась государственными делами и личной жизнью.
Отсюда, все странности и психологические проблемы Павла во взрослом возрасте, причина которых - нехватка материнской любви и внимания в детстве.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Вам может быть интересно:
Как Екатерина II обошлась со своей «боевой» подругой Екатериной Дашковой?
Несостоявшаяся Екатерина III: как любовница стала женой императора
«Шведская семья» и кровосмесительный брак сестры Николая II
Подписывайтесь на канал КЛЕВЕР КЛИО и постоянно узнавайте новое о российской истории!