Найти тему
Елена Шилова

Рассказ "Поминки"

Прошла уже целая вечность, целых два года как похоронили мы своих стариков. Жарким летним днём привезли мы сюда, на деревенское кладбище нашу маму. Её муж, Николай Фёдорович смог прожить без любезной сердцу подруги только сорок дней, после чего лёг рядом с ней в одной ограде, чтобы не расставаться уже никогда.

Сегодня 16 июля 2005 года день памяти нашей мамы, и мы приехали на кладбище навестить наших дорогих покойников. Постояв около могилок, положив на них цветы, мы направились в деревню, где двадцать лет назад Николай Фёдорович и Лидия Андреевна купили себе щитовой домик с небольшим участком земли. Мы на городской манер называли это место дачей, а старики просто деревней. От кладбища до нашей дачи совсем недалеко, и вскоре мы увидели знакомый домик в окружении старых берёз. После смерти стариков нашу дачу занимали друзья, которые отдыхали здесь с весны до самых осенних холодов. Мы были рады, что дача не пустовала и намерены были и дальше вплоть до лучших времён сдавать её в хорошие руки, пока сами не сможем по достоинству оказать внимание этому замечательному месту. Однако в это лето постояльцев мы не нашли и теперь с замиранием сердца ожидали встречи с пустующей дачей.

Мы вошли в маленький дворик, в котором всего два года назад царила необыкновенная чистота, и сердце моё сжала тоска. Двор был засыпан берёзовой листвой, ветками, а небольшой огородик, некогда поражающий идеальным порядком, зарос полынью, крапивой, клевером, и как апофеоз запустения кое-где виднелись яркие соцветия кипрея. С волнением мы открыли дом, и вдруг, на нас пахнуло родным бабушкиным теплом. Ни время, ни присутствие чужих людей не выветрило знакомый неповторимый запах свежести и безмятежного счастья. В комнате, на верандах, на кухне была прежняя безукоризненная чистота. Блестели в серванте тарелочки и рюмочки, топорщились на окнах накрахмаленные занавески, солнечный зайчик блестел на тёплом полу. Казалось, что выйдет сейчас к нам мама в ярком передничке, и радостно всплеснёт руками. Вслед за ней обязательно появление деда Коли, в неизменной кепке и с папиросой в прокуренных пальцах. Мы растерянно озирали знакомое пространство, и ощущение присутствия дорогих сердцу людей было так реально, что, потребовался громкий окрик соседки, увидевшей, что дом открыт, и пришедшей узнать, в чём дело, чтобы стряхнуть наваждение.

Мы налили в стаканы сладкое красное вино, нарезали сыр и расположились на кухне помянуть наших стариков. Сидя за столом у маленького оконца, сквозь которое был виден огород, засохшая слива, остов теплицы, мы грустили и вспоминали те счастливые времена, когда старики были полны сил, и мы сами были молоды. Слёзы подкатывали к горлу, и мы, таясь друг от друга, глотали их, чтобы не усугублять печаль, овладевшую нами.

Захотелось погулять по двору, послушать вечный шёпот берёз, без которого невозможно было представить этого места. Муж и сыновья обходили дом, осматривали забор, сарай, а меня потянуло вглубь участка, туда, где заботливые руки моей свекрови подвязывали молодые тогда кустики малины, где она высаживала лесную землянику, которая никак не хотела жить на грядках и чахла, несмотря на победоносную войну с сорняками. Я шла по заросшему огороду, и вдруг, мне в глаза полыхнуло жаркое земляничное пламя. Среди сорной травы, в тени её грубой простоты алела спелая земляника. Целая поляна, скрытая от посторонних глаз. Я крикнула своих попутчиков, и они, так же как и я замерли в восхищении. Нагретые солнцем, источающие неземной аромат, из последних сил держащиеся за изящные стебельки ягоды, словно ждали нас. Они сами падали в подставленные ладони, мы ели их, пачкаясь соком, и казалось, что старики стоят рядом, радуясь, что приготовили нам сюрприз, и так хорошо нас угостили.

Мы продолжили путешествие и у забора обнаружили разросшуюся ядрёную малину, усыпанную чистыми необыкновенно крупными, тёплыми ягодами. И опять за кустами нам виделись хозяева этого маленького рая. Нам мерещился в глубине двора бабушкин смех и довольное дедово покашливание.

Мы никогда не уезжали от родителей с пустыми руками. Они нагружали нас пирогами, квасом, вареньем, редиской, пучками укропа и петрушки, малосольными огурцами, морковью, луком, увязанным в тугие косы, да мало ли чем ещё, что могла подсказать бабушкина фантазия. Вот и сегодня с поминок, мы везём полные лукошки малины и душистой земляники, как гостинцы из рая, где живут теперь наши родители.

© Елена Шилова
2006 год, март
Общество
6,1M интересуются