Найти тему
Илья Денисенко

Моторы Столицы. 2 ключевых автомобилей довоенного главного города

Оглавление

На каком такси  легче всего было укатить из ресторана «Арагви», на чем развозили почту в Столице, собственно что за лимузин был доступен обыкновенному русскому человеку и иные тайны авто жизни довоенной Москвы.

Предвоенные годы Москвы — это не только массовые политические репрессии, но и грандиозные стройки, очереди в театр, премьеры первых советских блокбастеров, забитые стадионы во время футбольных матчей и, конечно, автомобили. В те времена машина для простого советского человека была непозволительной роскошью, которую невозможно было приобрести даже если хватало денежных средств. Разумеется, пробок в нашем сегодняшнем понимании в столице не существовало, однако и пустыми дороги уже не были. Мы решили вспомнить, какие машины можно было встретить на улицах Москвы, сколько они стоили и кто на них ездил в последние годы перед Великой Отечественной войной.

ГАЗ M1

-2

Печально известный «Черный воронок» — ГАЗ M1 — на самом деле использовался не только сотрудниками НКВД для перевозки арестованных советских граждан. Четырехдверка также была весьма распространена в таксопарках крупных городов СССР. Такие машины отличились специальным фонарем над рамкой лобового стекла, а также откидной багажной решеткой, которая заняла штатное место запаски на задней части кузова. До появления диспетчерской службы для машин такси в оживленных местах отводились специальные зоны, где клиент всегда мог «поймать» извозчика. В Москве такие стоянки располагались у железнодорожных вокзалов или в шаговой доступности от кинотеатров. Разумеется, частыми клиентами таксистов были и припозднившееся посетители немногочисленных в то время ресторанов, таких как «Арагви» или «Астория».

А еще легендарными «эмками» премировали советских граждан за особые заслуги перед государством. Так, «Молотовец-первый» получали представители партийной и производственной элиты, военные или видные деятели культуры. Владельцами ГАЗ М1 были писатель Всеволод Вишневский, шахматист Михаил Ботвинник, актер Михаил Жаров, а также скрипач Давид Ойстрах. В редких случаях владельцем легендарной «эмкой»мог стать и обычный советский гражданин, выиграв машину в лотерею Осоавиахима. При этом, в свободную продажу машины не поступали. После начала Великой отечественной войны, ГАЗ M1 массово отправились на фронт, где высоко ценились командующем составом Красной армии, а также военными корреспондентами.

ЗИС-101

-3

Нередко на дорогах Москвы в предвоенные годы можно было встретить ЗИС-101, который стал первым советским представительским автомобилем. В то время эта машина стала стал настоящим воплощением передовых технологий в автоиндустрии. Машина оснащалась рядным восьмицилиндровым двигателем объемом 5,76 литра, выдававшим 110 лошадиных сил. Кузов ЗИС-101 частично делался из бука, а в салоне устанавливались печка, радио, часы и прикуриватели, что считалось в те времена настоящей роскошью.

-4

Обычные советские граждане нередко могли увидеть такие лимузины во время громких премьер у кинотеатра «Ударник», часто на ЗИС-101 представители партийной верхушки СССР подъезжали на представления в Большой театр или Театр Революции. Кроме этого, ЗИС-101 пользовались сотрудники посольств, а также спортсмены, деятели искусства и науки. Обладателями лимузина, например, были актриса Любовь Орлова, писатель Алексей Толстой или знаменитый шахтер Алексей Стаханов.