Привет всем, всем, всем! Сегодня хочу рассказать вам об экспедиции очень далёкого времени, состоявшейся девяносто лет тому назад Но, сначала, немного предистории, как никак, я - дочь историка-архивиста!
Если вспомнить историю СССР, то начало тридцатых - время индустриализации. Все силы государства были брошены на создание мощной промышленной базы и достижения экономической независимости страны. Одной из составляющих грандиозных планов и была геологоразведка. Ведь для освоения огромных территорий для промышленности, сельского хозяйства, масштабной добычи рудных запасов, развития всех видов транспорта от сухопутного до воздушного, нужны двигатели внутреннего сгорания. А этим самым двигателям необходимо топливо. Экономически не выгодно поставлять топливо из Грозного и Баку. Создаваемая промышленность будет нуждаться в ежедневных поставках нескольких десятков поездов!!! Советское правительство поставило задачу развернуть борьбу за поиск сибирской нефти по двум основным направлениям : переработка сапропелевых углей и горючих сланцев на жидкое топливо в промышленных масштабах на заводских установках и самые широкие поиски естественной нефти.
Мой рассказ об одной из таких геологоразведочных экспедиций, в которой принимал активное участие мой дед Пётр Андреевич Шоломов. Самое удивительное в этой истории в том, что в 1972-м году я побывала в тех местах на Байкале в районе Кудары, переправлялась на пароме через Селенгу, не подозревая, что здесь уже прошёл мой дед.
В 1931-32 г.г. по инициативе коллектива ВЛКСМ НГРИ была сформирована и отправлена ударная комсомольская геологическая экспедиция в район озера Байкал. Идея этого исследования родилась не на пустом месте, хотя сведения о наличии нефтеносных площадей на Байкале были недостаточными. В 1907-1909 г.г. инженер Рязанов уже вёл разведку в этих местах на нефть и озокерит с целью промышленной эксплуатации. На основании предположений предшественника было принято решение продолжить изыскания по тем же маршрутам.
Много трудностей пришлось преодолеть участникам геологической партии, прежде чем "работа встала на практические рельсы". Сначала три месяца грузы, предназначенные для геологоразведки, мариновались в пути на железной дороге. Из-за задержки работа экспедиции без оборудования и снаряжения была невозможна. Только в апреле участники приступили к реализации стоящих перед ними задач.
Разведка велась одновременно в трёх районах, там, где когда-то инженер Рязанов вёл свои изыскания. Первым был район - Ключи Сваловая. Первые четыре скважины должны были подтвердить предположения предшественника о пластовом характере озокерита и начать оконтуривать месторождение с целью подсчёта его запасов. А ещё стояла задача углубиться в нижележащие коренные породы, пропитанные жидкой нефтью.
Ударными темпами комсомольцы за месяц с небольшим вместе со специалистами и привлечёнными рабочими воздвигли 10 буровых вышек.
О том, как шла работа и чем закончилась комсомольская байкальская экспедиция, поведую в следующих статьях.
СПАСИБО, ЧТО ЧИТАЕТЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!