Найти тему

Кто поедет в спецкупе?

С конца нулевых годов по России стали курсировать поезда с вагонами, в которых было оборудовано специальное купе, предназначенное для поездки человека на коляске. Сейчас в распоряжении ОАО «Российские железные дороги» таких вагонов порядка 900, они есть на большинстве направлений. Но так вышло, что увидеть это чудо доступности своими глазами я удосужилась только в середине сентября.

Итак, что же такое спецкупе?

По площади, это – стандартное купе спального вагона. Но с одной его стены сняты обе полки (вместо них – кресло у стола), а входной проем значительно расширен.

-2

На освободившейся стене висит плазменный телевизор и расположены розетки, выключатели и информационное табло. Везде надписи дублированы шрифтом Брайля, и это – не излишество. Почему – узнаете чуть позже.

-3

Выключатели с розеткой есть и у изголовья нижней полки. Над ней – верхняя полка, предназначенная для человека, сопровождающего колясочника.

-4

Рядом, в таком же по размеру помещении, оборудован туалет для инвалидов, достаточно свободный, чтобы там можно было развернуться на коляске. Сидение снабжено поручнями, один из которых поднимается, раковина поставлена более удобная для колясочника, чем в стандартном туалете.

-5

Ближайший к купе тамбур с двух сторон оборудован подъемниками, которые позволяют производить посадку и высадку с платформ разной высоты. Как правило, такие купе размещают в штабном вагоне, где по соседству с ним есть еще и душевая кабина.

Одним словом, садись и катайся! Но оказалось, что даже такое комфортное купе не всегда спасает от проблем, связанных с доступностью.

Проблема первая: такое купе в вагоне одно. Да и сам вагон со спецкупе в поезде, как правило, один. Как быть, если в семье – двое колясочников, к примеру, супруги или близнецы-инвалиды? Вопрос открыт.

Проблема вторая – верхняя полка для сопровождающего. Как быть, если человек не может на нее залезть? Всю ночь прокемарить в кресле?

Проблема третья – прелести нашей инфраструктуры. Мы осматривали вагон в тупике Казанского вокзала Москвы, где высота перрона оказалась на несколько сантиметров выше стандартной.

-6

Это сразу же сделало подъемник бесполезным – даже при максимальном подъеме он был на несколько сантиметров ниже перрона, упираясь в него. В поезде, который стоял у той же платформы на основном пути, этой проблемы уже не было! Вот только где гарантия, что все платформы России имеют стандартную высоту?

Проблема четвертая – несмотря на все усилия проектировщиков, ширина двери, тамбура и коридора около спецкупе не позволяют передвигаться там на электроколяске. Инвалиду необходимо пересесть в более узкую механическую – их, при необходимости, может предоставить РЖД.

Наверное, есть и другие сложности. Но и этих достаточно, чтобы понять: до полной доступности спецкупе все же не дотягивает.

И наконец, вопрос, который волнует многих: кто может купить билет в такое купе?

Прежде всего, разумеется, колясочник. Продажа билетов в спецкупе начинается одновременно со стартом предварительной продажи билетов, и с этим тянуть не стоит – купе-то одно. В кассе, кроме паспорта и справки об инвалидности, нужно предъявить документ, который подтверждает, что человек пользуется инвалидной коляской (например, ИПРА). При этом лучше, если колясочник поедет не один, а с сопровождающим. В «Корпоративном порядке обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом», который был утвержден Распоряжением ОАО РЖД от 10 апреля 2018 года, особо оговаривается, что проводники не обязаны оказывать пассажирам спецкупе содействие в проведении бытовых и медицинских процедур. Проще говоря, одевать-раздевать, сажать на унитаз и кормить с ложечки никто не будет.

Если за 10 дней до отправления поезда купе не выкуплено, право на него получают все инвалиды, в том числе – по зрению и слуху. Им-то и нужны надписи шрифтом Брайля. Тогда же его могут выкупить люди, которые не являются инвалидами, но из-за заболевания должны избегать лишних контактов. (Разумеется, этот факт тоже должен быть подтвержден документально.)

Наконец, в день отправления билет в спецкупе продадут любому в порядке живой очереди.

И последнее. Если в нужном составе нет вагона со спецкупе, колясочник должен заблаговременно обратиться в Центр помощи маломобильным пассажирам или к руководству своей станции и попросить прицепить такой вагон. Если такая возможность есть, вагон прицепят.