Найти в Дзене
Обо всём понемногу

История одного человека. Часть 2. Моя мама.

Моя мама. Крумина Тамара Адамовна. Родилась в деревне Микашевичи Брестской области. То время было довольно тяжёлым после войны. Я много чего не знаю о том времени, потому что мама мало что мне рассказывала о нём. Кроме мамы в семье было три сестры: старшая Рая и младшая Таня. Мама была средней, но старшей от одного отца. Бабушка родила Раю еще во время войны от человека, которого очень любила, а он вернулся с войны с другой семьёй. Дедушка Адам, которому цыганка нагадала бездетность взял бабушку замуж с ребёнком и принял Раю как свою. Но потом на свет появилась мама, а за ней и еще одна дочь. Рая была самая старшая и рано уехала в Оршу учиться, где вышла замуж и уже больше не вернулась в родную деревню. Моя мама уже училась в мед. училище, когда дедушка Адам умер, как сказали тогда от рака крови. Он был очень хорошим отцом и мужем и его смерть стала большим ударом для всех. Бабушка очень поддерживала маму, пока она училась в училище и даже после дедушкиной смерти постоянно привозила в Минск продукты и понемногу деньги на съёмную квартиру, где мои родители познакомились.

Мама в мед училище
Мама в мед училище

Мама всегда была "зажигалочкой". Сколько я ее помню - это был неутомимый оптимист. Для нее не существовало нерешаемых проблем. Мама легко пробивала любые стены для решения проблем и всегда была открыта для людей. Люди тянулись к ней. Она как источник бесконечной энергии помогала всем кому только могла и словом и делом. На работе маму бесконечно ценили и уважали. Друзья и знакомые у мамы были просто везде: иногда казалось, что она знает всю страну и вся страна знает ее.

Мама отучилась в медицинском училище и по распределению попала в медицинский пункт в Краснознамённом военном округе, как это тогда называлось. Она проработала там всю жизнь, не оставляя свой пост ни на день. Сменялись фармацевты, начальники и доктора, но неизменно там всегда была мама. Генеральские попки для уколов доверяли только ей, на похороны звали ее, излить душу приходили к ней. От солдата до генерала все уважали и любили мою маму. Много настоящих друзей появилось за время работы, а это дружба длинною в жизнь.

Свадьба родителей
Свадьба родителей

Я часто приезжала к ней на работу и запросто перелазила через забор территории, которая находилась под охраной солдат. Иногда меня ловили и приводили к маме, но никогда не ругали и тем более не наказывали.

У мамы был командирский голос: громкий, пронзительный, но мелодичный. Годы работы с военными не могли не оставить свой отпечаток. Когда мама ругалась на меня, голова могла просто треснуть от уровня громкости и слышали о моей провинности все соседи.

Мама была бесконечно добрая. Она жалела всех. Она могла поссориться с человеком, но если ему было плохо мама никогда не отказывала в помощи.

Крумина Тамара Адамовна
Крумина Тамара Адамовна

Мама очень любила меня и брата. И хотя я знала, что брата она любит чуть-чуть больше, она никогда об этом не говорила, а мне это "чуть-чуть" с лихвой компенсировал папа. Как я уже говорила, я была довольно беспокойным подростком, и маме часто приходилось принимать тяжёлые решения, что бы не ограничивать мою свободу и стремление к самопознанию. Я даже не представляю как тяжело ей было отпустить меня жить в Германию, но она нашла в себе силы проводить меня и сказать, что я всегда могу вернуться и меня всегда будут ждать дома. Когда брат уехал на заработки на Тенерифе, она тихонько плакала каждый день и в день, когда он должен был звонить ни на шаг не отходила от телефона.

Мама с Настей
Мама с Настей

Мама безумно любила внуков. Старшая внучка Лиза практически выросла у бабушки с дедушкой, потому что родители были заняты тем, что бы заработать денег. Почти каждый больничный мама ухаживала за внучкой, лежала с ней по больницам, договаривалась с лучшими врачами. Каникулы тоже внучка часто бывала у бабушки с дедушкой.

Мама страшно не любила фоткаться
Мама страшно не любила фоткаться

Мама с удовольствием оставалась и с моим сыном тоже, правда не так часто как ей хотелось. Ярослав был ребёнком подвижным, а к тому моменту у мамы уже сильно болели колени, поэтому я старалась этим не злоупотреблять. Мою младшую и вовсе мама толком не успела поняньчить: мамы не стало, когда Насте было чуть больше года.

Мы с мамой ссорились. Громко, эмоционально, как и положено двум дамам со сложным характером. Но мы мирились быстро и легко. Через день - два страсти утихали и кто-то кому-то звонил с вопросом: " Ну чё? Перепсиховала?" Мы смеялись и продолжали общаться как ни в чём не бывало. Иногда мама говорила: " Что-то ты на меня давно не ругалась... Ты здорова?" Это была такая шутка только между нами.

Мама умерла быстро. Сгорела буквально за неделю. По совести сказать, она устала жить с постоянной болью в коленях, не могла никуда выйти толком и вся её жизнь состояла из приездов внуков и сериалов. Сначала стала болеть спина, потом шея, потом ноги... А потом она начала терять рассудок.. Незаметно. По капле. Сначала подзабыла одну мелочь, потом другую, потом на мгновение забыла, что растила сына... Последние сутки перед больницей были самыми страшными. Я видела, что из маминого взгляда пропадает сознание. Я не могла понять и не могла объяснить это врачам, ведь она отвечала на вопросы, но я видела, что это не более чем какая-то автоматическая реакция. Папа был на работе на сутках. Мы с мужем вызвали три скорые за ночь, которые в один голос сказали, что я истеричка и всё в порядке.

Под утро всех сморила усталость. Поспав часа два возле мамы, я проснулась от странного шума: я не услышала когда она поднялась и пошла в туалет. Она уже хотела вернуться, но не могла: тело не слушалось и её клонило на левый бок. Мама была довольно грузная и я была не в силах её удержать. Я закричала мужу (он спал в соседней комнате), что бы он мне помог. Женя прибежал и мы почти отнесли маму на кровать. Сознания не было. Были какие-то хаотичные движения и невнятное бормотание. Я вызвала скорую и посмотрела на часы: скоро должен вернуться папа... Хоть бы успел...

Папа успел. Приехала скорая. На носилках вынесли маму из квартиры и осталось странное чувство, что она больше не вернётся. Я гнала прочь эту мысль, но... По дороге я позвонила брату, что бы он приехал.

На следующее утро мамы не стало. Она умерла в больнице.

Папа долго выбирал какой памятник должен стоять на могиле мамы.
Папа долго выбирал какой памятник должен стоять на могиле мамы.

Вообще про мою маму можно рассказывать очень долго и очень много, но самое главное, что нужно о ней знать - это то, что она была хорошим человеком с открытой душой. Да у неё были свои недостатки, но они настолько перекрывались её достоинствами, что о них просто забывали и прощали как мелкую шалость. Если спросить любого человека, который знал маму больше одного дня, что он думает о ней, то я уверена первое что он скажет будет: "Она была очень хорошим человеком".

Больше фото я добавлю чуть позже, когда доберусь до семейного архива и буду благодарна, если Вы оставите фото, которые есть у Вас с моей мамой в комментариях. Крумина Тамара Адамовна не может просто исчезнуть бесследно.