Найти тему
Непридуманная жизнь

Друзья!

(начало здесь)

Продолжаем читать отрывки из книги воспоминаний «Время не в счет!». Сегодня речь пойдет о периоде с 1982 по 1986 гг. Сегодня годы с 1964 по 1986 называют «периодом застоя». Только мы, жившие в то время, об этом не знали. Мы просто жили: работали, учились, влюблялись, расставались, мечтали и верили в светлое будущее. Жизнь наша не была легкой и беззаботной. Но ведь настоящая жизнь никогда такой и не бывает. Даже самый счастливый человек в самом благополучном обществе время от времени испытывает трудности, решает проблемы и преодолевает препятствия. Только успешно пройдя весь этот путь, в конце пути можно почувствовать себя счастливым. Если вы относитесь к тому поколению, чья юность и молодость пришлись на 80-е годы, напишите об этом. Как вам жилось? Понимали ли вы, что живете в «застойное» время? Хотелось ли вам что-то решительно поменять в своей судьбе? Давайте писать книгу нашей Непридуманной жизни вместе!

Не забывайте оставлять комментарии, делиться впечатлениями. Очень прошу высказываться искренне, но корректно и вежливо. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение. Приятного чтения!

У студентов нашего поколения жизнь была, на мой взгляд, более интересная, чем у нынешних, но и более трудная. Кроме учебы, у нас было много обязанностей, выполнение которых было непременным. Эти обязанности иногда отнимали больше времени и сил, чем сама учеба. Но ни у кого не возникало даже мысли протестовать против общественной работы и всяческих нагрузок, как например, работа в колхозе по уборке урожая, многочисленные субботники и т.п. Хотя были и такие студенты, которых приходилось заставлять участвовать в общественной жизни. Но их было немного. В первые же дни учебы в институте нас заставили вступить в профсоюз работников просвещения и в несколько добровольных общественных организаций. Членство наше в этих обществах было чисто номинальным, от нас нужны были только численность и взносы. Ну, какой, например, смысл имело мое пребывание в Обществе спасания на водах, если я и плавать-то не умела. В случае чего, мои взносы пошли бы на мое спасение. Одной из обязанностей каждого студента – было отработать трудовой семестр. Один летний месяц мы должны были трудиться на благо государства и общества. Без отработки этого семестра могли не перевести на следующий курс и вкатить выговор по комсомольской линии. А это было суровым наказанием в то время.

Было несколько вариантов отработки третьего трудового семестра: сельхозотряд, стройотряд и работа в административно-хозяйственной части института (АХЧ). Стройотряды работали на строительстве и ремонте различных хозяйственных объектов в сельской местности. Зарабатывали стройотряды неплохо, но мне не хотелось в эту отрасль. В АХЧ фактически приходилось работать дворниками и уборщицами на территории института. Сельхозотряды были заняты на уборке, прополке, переработке урожая. Часть наших девчонок после первого курса уже ездили в сельхозотряд. Они тогда трудились на перерабатывающем заводе в Пятигорске. Работой своей остались довольны, хотя заработали меньше, чем стройотрядовцы. Короче говоря, девчонки уговорили меня ехать с ними в составе сельхозотряда. Отряд нашего факультета назывался «Антарес» и жил под девизом: «Per aspera ad astra» - «Через тернии к звездам!». Девиз был непременным атрибутом каждого отряда. В отряде было 30 человек. Всем нам выдали стройотрядовскую форму: брюки и куртки защитного цвета. На спину куртки отрядовские художники с помощью трафаретов наносили название отряда и какой-нибудь рисунок. На рукав, подражая курсантам военных училищ, мы нашивали шевроны, которые обозначали курс. Кроме того, были всякие значки и эмблемки, которыми обвешивалась куртка. Чем чаще ездил боец в строй- или сельхозотряд, тем больше «побрякушек» было на его куртке. В конце летнего семестра было принято расписываться на куртке своих товарищей, оставлять пожелания, часто даже в стихах. Забегая вперед скажу, что в педагогическом отряде нам такую форму не давали. Но я носила свою сельхозотрядовскую. Она была очень удобной и практичной.

Летом 1984 года сельхозотрядам было определено место дислокации - Ставропольский край, Труновский район, совхоз «Правоегорлыкский». «Антарес» отправлялся на работу в составе сводного областного сельхозотряда.

Наши приключения начались еще на вокзале. В сводном отряде было 500 человек, собранные из всех вузов нашей области. Во главе сводного отряда стояла начальник – некая мадам – преподаватель какого-то вуза. Не помню, как ее звали. Как оказалось, она совершенно ни на что не годилась, и кто доверил ей жизнь и здоровье 500 молодых людей, почти детей (нам было от 18 до 21), осталось полной тайной. Тетка эта была истеричной, недалекой особой и совершенно не пользовалась авторитетом в лагере. Представьте себе 500 студентов, которыми надо было руководить, которых надо организовать. Сегодня эта мадам не смогла бы справиться с такой задачей. Но мы были все же воспитаны на комсомольской дисциплине, у нас было чувство долга и ответственности. Хотя среди нас были всякие студенты, но в целом, мы были гораздо более управляемые, чем нынешняя молодежь. Многое в лагере происходило по нашей собственной инициативе, без команд сверху. И, несмотря ни на что, все вернулись из поездки живыми и здоровыми. Из дальнейшего моего рассказа будет понятно, что случиться с нами могло все что угодно.

Как я уже сказала, приключения и недоразумения начались еще на вокзале. Всю нашу толпу собрали, конечно же, заранее и продержали на перроне довольно долго. Мы должны были на электричке доехать до Москвы, а оттуда поездом «Москва-Элиста» - уже до места. Когда пришло время садиться в электричку, выяснилось, что наше руководство забыло билеты на поезд. На вокзале нас провожала Марина Д. - секретарь комитета комсомола института. Было решено, что мы едем в Москву, а Маринка возвращается за тем, что забыли и следующей электричкой привозит нам билеты в столицу. Надо сказать, что в те времена было два способа добраться до Москвы: на электричках, которые ходили не так уж часто, и добирались до столицы 3,5-4 часа; и на проходящих поездах, которые ехали чуть быстрее, но билеты на них взять, особенно летом, было нереально. Кажется, были еще междугородние автобусы. Но я про них ничего не знаю.

Мы прибыли в Москву, на Казанский вокзал под проливным дождем, стали ждать свой поезд. Марина успела привезти нам наши билеты. Но вид у нее был совершенно загнанный. А мы несколько часов болтались по вокзалу. И, наконец, объявили посадку. Вот здесь и выяснилось, что нас гораздо больше, чем билетов на поезд. Как это получилось? Чей это был «косяк»? Об этом мы так и не узнали. Начальница лагеря носилась между составом, вокзалом, бригадиром поезда. Кричала, нервничала. Не знаю, как ей удалось договориться, но нас в поезд посадили всех! А мест не хватало! Тогда решили, что на нижних не боковых полках будем спать по два человека, «валетом». Мне повезло, я заняла боковую, верхнюю полку и ехала с относительным комфортом. Хуже было тем девчонкам, которые спали вдвоем. В вагоне было жарко, чем ближе к Ставропольскому краю, тем хуже, никаких кондиционеров и в помине не было. От перенаселения дышать было нечем. Ко всему прочему через несколько часов пути в вагоне закончилась вода! Ни умыться, ни в туалет сходить! На какой-то станции мы купили минеральную воду, чтобы хотя бы утолить жажду. Минеральная вода для нас была в то время не таким уж распространенным напитком. Мы понятия не имели, что она может быть лечебной. Когда открыли первую бутылку и сделали несколько глотков, испытали жестокое разочарование – вода была неприлично соленая. Ее просто невозможно было пить. Этой водой мы мыли руки и умывались. Не выливать же добро! Поезд наш был, что называется, «пятьсот веселый», тащился, как мог, еле-еле. До места мы добирались почти двое суток.

Прибыли мы на станцию - город Изобильный - вечером. Нас загрузили в автобусы и еще долго везли в лагерь (километров 30-40). До места мы добрались только глубокой ночью. Так была организована наша дорога в лагерь!

(продолжение следует)