Найти тему
Вторая республика

Superjet как зеркало российской модернизации

На этой неделе стало известно, что на разработку новой модели Sukhoi Superjet New потратят 100-130 миллиардов рублей бюджетных денег. SSJN - новая модификация российского самолёта Sukhoi Superjet 100. Я немного следил за ситуацией, потому что история SSJ 100 хорошо отражает, как в России происходит модернизация.

На старте проект выглядел перспективно: небольшой и недорогой самолёт, с привлечением западных корпораций - создатели уже потирали руки, предвкушая плановые продажи до 830 самолётов в год. Но, как водится, всё пошло не так - процесс разработки от концепта до первых заказов занял более десяти лет. А демонстрационный полёт в Индонезии закончился трагедией с жертвами - это произошло, скорее всего, из-за череды трагических случайностей.

Из-за того, что производство не было достаточно локализовано, зарубежные санкции и скачки курсов больно ударили по производству самолётов, что признавали и в правительстве. Были проблемы и не связанные с санкциями - так, крупнейший зарубежный покупатель SSJ100 - мексиканская компания Interjet - жаловалась на отвратительное послепродажное обслуживание лайнеров.

SSJ100 на службе у мексиканцев из Interjet. Компания, кстати, почти обанкротилась.
SSJ100 на службе у мексиканцев из Interjet. Компания, кстати, почти обанкротилась.

В итоге SSJ100 оказался никому не нужен: практически все выпущенные самолёты эксплуатируются российскими государственными и полугосударственными структурами (самый большой авиапарк у Аэрофлота). Но недавняя трагедия в аэропорту Шереметьево ставит под вопрос использование самолётов на домашнем рынке. Но, судя по всему, правительство это нисколько не смущает, и проект заливают деньгами как из брандспойта.

Вся эта история мне напомнила историю создания национального малазийского автомобиля, о которой я писал в одном из предыдущих постов. Проект Proton оказался провальным из-за вопиющей некомпетентности, коррупции и отсутствия чёткого планирования проекта. В итоге малайский автопром существует, но скорее как незначительный рудимент в экономике страны.

Малайская Сага. Поставляется в основном на внутренний рынок, на внешних рынках (тем более российском) её знают мало.
Малайская Сага. Поставляется в основном на внутренний рынок, на внешних рынках (тем более российском) её знают мало.

Так почему же проект российского Суперджета оказался провальным? Мне видится, что это произошло по нескольким причинам.

  • Слишком высокие амбиции. Производитель задрал чересчур высокую планку, притом, что Россия не имела опыта создания коммерчески успешных гражданских самолётов. Возможно, следовало начать с проекта попроще.
  • Низкий уровень локализации производства. Здесь можно было бы совершенно справедливо указать, что правительство своей же недальновидной внешней политикой и угробило проект. Но внешние шоки могли носить самый разный характер, в том числе объективный; как оказалось, проект от них никак не защищён и сильно зависит от импортных комплектующих.
  • Отсутствие диверсификации проекта. Этот проект - единственный в своём роде, но почему-то было принято решение сложить все яйца в одну корзину. При этом в России существует несколько авиационных компаний. Почему нельзя было параллельно создавать несколько проектов и в конце выбрать наиболее удачный?
  • Сжатый внутренний рынок. Российский рынок - потенциально очень большой. При наших расстояниях, особенно за Уралом, нужда в подобных SSJ100 самолётах - колоссальная. Но из-за того, что в стране только официально порядка 20 миллионов человек за чертой бедности, то внутренний рынок авиаперевозок сильно сжат.
Вместо того, чтобы летать суперджетами, миллионы россиян еле сводят концы с концами
Вместо того, чтобы летать суперджетами, миллионы россиян еле сводят концы с концами

Всё это проблемы не только Суперджета, но и многих других проектов, которые вроде как должны модернизировать нашу страну. Да, у нас есть много талантливых разработчиков и производителей, но никакого радикального прорыва не происходит - процесс модернизации сильно тормозит общая бедность и какое-то маниакальное желание сразу взять некие недостижимые высоты.

Только движение от простого к сложного и вовлечение как можно большего числа граждан в производственную деятельность поможет сделать настоящий рывок. А уже отсюда и начнётся масштабная российская модернизация.

Теперь мы есть и в телеграме! Подписывайтесь, туда выкладываем помимо статей из Дзена мысли, ссылки и цитаты, которые не подходят под основной формат.