Комфорт. За и против.
Наша жизнь становится комфортнее и проще. Стирает машина, посуду моет машина, пешком ходим мало, ездим на машинах и другом транспорте (остановка в шаговой доступности), писать уже не обязательно, больше печатаем на клавиатуре. Все для человека!
Но у этой простоты и удобства есть и оборотная сторона. Дети в большинстве своем стали физически менее крепкие, чаще болеют, у многих аллергия. Дети много знают, но мало умеют делать. Не все, конечно, но есть такая тенденция. Выпускники школ хорошо ориентируется в теории, но применить знания, решить практические задачи часто не в состоянии. Дети интеллектуально развиты, но часто чувственно никак не связаны с миром, в котором живут.
Вообще, «середина» (душевное пространство) часто недоразвита, что нередко вызывает психологические и психосоматические проблемы. Дети часто не волевые, конечности неловкие. И это связано также с тем, что школьная программа делает акцент на интеллектуальном развитии, а телесному развитию, развитию творческих способностей и моральных качеств уделяется меньше внимания. Яркой иллюстрацией одностороннего развития являются герои фильма «Покровские ворота». Помните, Хоботов - интеллектуал и эрудит, но физически и практически неловкий, а с другой стороны Савва Игнатич - на все руки мастер, готов все починить и построить, но в чувствительности и культурном уровне явно проигрывает Хоботову.
Педагогика действия
Многие педагоги в мире задумываются о целостном развитии, как писал еще Песталоцци, развитии «ума, рук и сердца» или, как пишут современные психологи, «мышления, чувства и воли».
Один из немецких педагогов Петер Гуттенхофер предложил свою концепцию младшей школы, которую он назвал Handlungspadagogyk («педагогика действия»). Петер Гуттенхофер считает, что проживая активное детство в школе, где наряду с математикой и словесностью за партами дети в разновозрастных группах много работают на свежем воздухе и делают важные и полезные дела - ухаживают за животными, трудятся на грядках и в лесу, работают в мастерской, пекут хлеб и т.д., в этом случае дети сохраняют свои жизненные силы, сохраняют интерес к учебе, у них лучше память, они уверены в себе и более социальны, позитивны и моральны, более ответственны. Это базовые качества, которые во ФГОСах теперь называют метапредметными навыками, очень важны, но реально вся школьная деятельность, проверочные работы и экзамены рассчитаны на проверку интеллектуального развития, и указанные навыки школам развивать не выгодно, они не учитываются в рейтинге, за них не добавляются баллы при расчете надбавок школам. А в реальной жизни именно эти навыки понадобятся современным детям, поскольку научно технический прогресс шагает очень быстро и сами по себе знания устаревают за 5-10 лет.
Стержень учебного дня
В Живой Школе, как и во многих «думающих» школах, педагоги стараются обеспечить детям это самое целостное развитие. По этой причине в начальной школе дети участвуют в «педагогике действия», которая становится стержнем всего учебного дня, что делает её значимой и ценной для детей и учителей. Дети вместе с педагогом делают тетради для всей школы, работают в мастерской, моют пол, выращивают зелень и овощи на грядках, ухаживают за прилегающей лесной территорией и цветами в школе, ежедневно пекут хлеб и готовят на кухне. Этот предмет присутствует в учебном плане школы уже пятый год.
Дети 1-4 класса разбиваются на группы по интересам и ежедневно в течение часа занимаются настоящим делом. Учителя заметили, что дети чувствуют свою ответственность перед всей школой, когда пекут хлеб к обеду или ухаживают за цветами, а также становятся более внимательными и отзывчивыми, когда каждый день делают что-то не для себя, а для другого, они активны и любознательны, дружны и с удовольствием идут в школу, а дома многие из них помогают по хозяйству родителям.
Предметное содержание на практике
Через практическую деятельность у детей есть возможность осваивать и предметное содержание. Чтобы построить забор, они используют рулетку и на практике изучают единицы измерения длины. Они подсчитывают, сколько сена лошади съедают в день, в месяц, в год, таким образом знакомятся с единицами измерения массы. Изучая и записывая рецепт изготовления хлеба, дети знакомятся с пропорциями и на практике применяют навыки письма. Многие предметы от математики и русского языка до биологии и окружающего мира так или иначе присутствуют в этой деятельности.
От окружающего мира к естественным наукам
Уроки педагогики действия в начальных классах позже преобразуются в уроки естественно-научного блока. Так, имея навыки работы на грядках, дети в пятом классе на уроках ботаники уже не просто сажают лекарственные и другие растения, но изучают их строение и условия обитания. Таким же образом опыт работы с животными (с лошадьми, например) помогает быстрее и легче начать их изучать на уроке зоологии, потому как дети уже из собственного опыта многое уже знают к этому времени.
Осознанная деятельность
После окончания работы учителя вместе с детьми часто обсуждают результаты, что-то записывают, строят планы на следующий день. Это помогает детям научиться анализировать и планировать свою деятельность.
Классный учитель Алексей Бузенков работал с детьми в мастерской: «В третьей четверти мы приступили к изготовлению забора для нашего огорода. Было заметно, что дети работают уже более точно и аккуратно, чем в начале года. Они хорошо понимают, что и как нужно делать. Каждой группе я предложил описать или зарисовать последовательность действий. Почти все свободно включились в этот процесс.»
Педагогика действия и тенденции в образовании
Выступая на конференции «Тенденции развития образования-2018», Майкл Барбер (Великобритания) определил одну из важных тенденций в современном образовании - это приближение образования к воспитанию. В своем выступлении он говорил, что предназначение школ в XXI веке - нести детям «добро, праведность и красоту».
Каждая школа старается делать это своим путем. Педагогика действия - один из возможных способов. Мы верим, что дети, которые в младшей школе каждый день работают в лесу и на грядках, пекут хлеб и ухаживают за животными, когда вырастут, будут бережнее относиться к нашей планете и, возможно, смогут решить многие экологические проблемы, с которыми мы не справляемся сегодня.
Автор: Капитон Вадимович Дубинин. Директор Живой школы.