3 подписчика

Основные стили Каратэ.

а сегодняшний день невозможно назвать точное число стилей каратэ, известно только, что их более нескольких сотен. Тем не менее можно выделить пять основных стилей японского каратэ.

Гичин Фунакоши
Гичин Фунакоши

Шотокан (сётокан). 松涛館 Многие ошибочно считают, что название стиля переводится как «Сосны и Волны». На самом деле «Шото» это литературный псевдоним Гичина Фунакоши, взятый им еще со времен пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище, в г. Шури (Сюри). Там же у Гичина Фунакоши была своя школа, под названием «Шото Гакко», где он преподавал каратэ. Вот именно псевдоним «Шото» переводится как «сосны и волны», но это не имело никакого отношения или связи с самим Каратэ-До, до тех пор, пока ученики Фунакоши не построили в знак благодарности своему учителю «Додзё». Над входом они повесили вывеску, на которой написали прозвище учителя. Было написано «Дом Шото». Отсюда школа Фунакоши и получила название Шотокан в 1939 году. Основатель стиля — Гичин Фунакоши, но наибольший вклад в развитие стиля внес его сын Гико. Шотокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю-рю, изобилующим круговыми движениями. В основе стиля лежит окинавская техника Сюри-тэ, которую Фунакоши изучал у мастеров Адзато и Итосу. Для этой техники были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне.
Впоследствии Фунакоши и его ученики дополнили эту технику новыми элементами, такими как удары ногами на верхнем уровне, а бой стал вестись преимущественно на средней дистанции. Другими словами, произошла универсализация стиля Шотокан. Для Шотокан характерны:
•    Низкие, широкие, прочные стойки.
•    Переходы динамичные и четкие.
•    Мощные и энергичные движения.
•    Удары идут от бедра.
•    Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
•    В защите – надежность и сила блока.
•    Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.
Важное место в системе тренировок Шотокан каратэ-до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Сэрей рю: Тэкки, Джиттэ, Хангэтсу, Джион.

Тёдзюн Мияги
Тёдзюн Мияги

Годзю-рю 剛柔流 (перевод – «Твердый-мягкий»). Движения атаки твердые, проводятся по прямой линии, а движения защиты мягкие, осуществляются по окружности. Наиболее из всех стилей далёк от спортивно-соревновательной направленности в своем чистом виде. Стиль создан на базе окинавского Наха-тэ и китайского Цюань-шу учеником мастера Канре Хигаонно – Тёдзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю-рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «Го» (твердое) и «Дзю» (мягкое). Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «Го» до «Дзю» и от «Дзю» до «Го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «Го», то необходимо встретить его началом «Дзю». Если соперник противостоит началом «Дзю», нужно встречать его началом «Го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «Го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «Дзю» – дзенскую медитацию. Как правило в Годзю-рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.
Его характерные черты:
•    высокие стойки,
•    медленные, «тяжелые движения»,
•    мощные удары.
Стиль этот не так красив, как Шотокан, но более эффективен.

Хиронори Оцука
Хиронори Оцука

Вадо-рю 和道流, или «путь гармонии». Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоси, в 1939 году. В этом стиле используются болевые захваты за кисть руки, техника ухода от ударов, броски. Упор здесь на мобильность в передвижениях. Нацелен на спарринг.  В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю-рю и Шито-рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость. Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо-рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума. Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности. Для Вадо-рю характерны:
•    Стойки более высокие и подвижные, много уклонов и уходов.
•    Много блоков выполняемых дзёдан, в отличие от большинства стилей окинавского и японского каратэ, где эти блоки выполняются на среднем уровне.
•    Нет жестких блоков, но очень много отводящих и протягивающих.
•    Все удары и блоки выполняются с мощной скруткой корпуса и бедер (Таи-сабаки), что служит не только усилению атаки, но и позволяет избежать возможной синхронной контратаки.

Мабуни Кэнва
Мабуни Кэнва

Шито-рю 糸東流. Один из крупнейших стилей японского Каратэ-до. Создан в середине 30-х годов XX века (предположительно в 1931) другом Фунакоши — Мабуни Кэнва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно. Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Шотоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений. Всего в стиле насчитывается более 50 ката. На тренировках уделяется внимание базовой технике, оттачивается её точность, скорость, ритм, разучиваются комбинации приемов, основы правильного дыхания и управления центром тяжести.
Особенности:
•    Используются длинные линейные стойки и физическая сила от стиля Сюри-тэ. Низкие и высокие стойки и сила внутреннего дыхания (жёсткая и мягкая техника) заимствованы от стилей Наха-тэ и Томари-тэ.
•    Стиль Шито-рю, сочетает в себе скорость, силу и грацию. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля».

Масутацу Ояма
Масутацу Ояма

Кекусинкай  極真会 начинается в 1956 году. Основателем является кореец по происхождению Масутацу Ояма (1923-1994) (учился у Гичина Фунакоши). Название переводится как «Предельно правдивый стиль». В 1954 году был открыт первый додзё Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения. Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю-рю.
Базовая техника включает в себя:
•    изучение стоек,
•    перемещений,
•    ударов,
•    блоков,
•    комбинаций (рэнраку),
•    формальных упражнений.
Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамэшивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамэшивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.
Прямой удар в Кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.