Найти тему
"Млечный Путь"

Женщина на флоте

При подготовке этой публикации я предполагал, и думаю – не ошибаюсь, что 99,9(9) % морского люда скажут: нечего им тут делать, женщина на корабле(судне) – плохая примета, пошла в море мужа искать и вообще зачем об этом писать – и так все понятно.

Я тоже считаю, что женщина в море работать (служить) не должна! Не нужно нашим матерям, женам, дочерям и сестрам находиться в этой, чего греха таить, враждебной для человека среде. Я говорю только о России, потому, что достаточно вспомнить Грэйс О՛Мэлли - женщину-флибустьера времен Елизаветы I и продолжить «морячками» с флотов «Запада» как становится некомфортно.

Нет, друзья мои, в публикации я не о «флибустьершах» или о «Navy woman». Я о наших, «отечественных», о тех которые несли вахту на судах в полярных конвоях, о тех, которые обрабатывали грузы в портах в годы войны, о тех которые заслуженно встали на мостик, о тех женщинах-капитанах, которые передавали полученные знания и практический опыт молодым штурманам и технологам. Женщин, чей труд на море вызывает уважение, немало. Я расскажу лишь о нескольких - их судьбы связаны с Государственным университетом морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова. И факт есть факт - первая женщина-капитан дальнего плавания - наша соотечественница и преподаватель «Макаровки»:.И. Щетинина. Фото из сети

ЩЕТИНИНА АННА ИВАНОВНА (26.02.1908 – 25.09. 1999)

-3

Анна Ивановна Щетинина родилась 26.02.1908 во Владивостоке. В 1929 г. окончила судоводительское отделение Владивостокского морского техникума – ныне Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского. А.И. Щетинина начинала учеником, матросом, а после 1929 г. – третьим, вторым и старшим помощником капитана на ПХ «Ламут», «Коряк», «Эскимос», «Орочан». 1935 г – капитан ПХ «Чавыча».

Капитан Щетинина А.И.
Капитан Щетинина А.И.

В 1938 г. А.И. Щетинина - первый начальник Владивостокского рыбного порта. В дни Великой Отечественной войны, командовала ПХ «Сауле» на Балтике. В 1941 г. суда ДВГМП под ее командованием - «Карл Либкнехт», «Родина», «Жан Жорес», ходили к берегам США и Канады. В войне с Японией ПХ «Жан Жорес» участвовал в десантной операции на Южном Сахалине.

А.И. Щетинина.Фото из сети
А.И. Щетинина.Фото из сети

С ноября 1945 г. А.И. Щетинина - ассистент на судоводительском факультете ЛВМУ (ныне ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова). В 1950 г. Анна Ивановна - доцент и начальник судоводительского факультета ЛВМУ. В летние месяцы Щетинина работала в БМП капитаном судов «Днестр», «Псков», «Белоостров», «Аскольд», «Менделеев», «Баскунчак». С 1960 по 1977гг А.И. Щетинина работала в ДВВИМУ им. адм. Невельского доцентом, начальником кафедры управления судном и технической эксплуатации судна. В 1977 г. перешла на работу в ДВМП капитаном-наставником службы безопасности мореплавания.

За заслуги в развитии морского транспорта и подготовке высококвалифицированных кадров Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1978 г. капитану-наставнику А.И. Щетининой присвоено звание Героя Социалистического Труда. А.И. Щетинина награждена двумя орденами Ленина, орденами: Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За победу над Японией». В 1978 г. А. И. Щетинина удостоена звания «Почетного гражданина г. Владивостока». В 2006 г. мысу в Амурском заливе Японского моря присвоено название «Мыс Щетининой».

ОРЛИКОВА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА (19.02.1915 – 31.01.1986)

В.Я. Орликова. Фото из сети
В.Я. Орликова. Фото из сети

Валентина Яковлевна Орликова родилась 19.02.1915г. в г. Сретенске Читинской области. Четыре года училась во Владивостокском водном техникуме путей сообщения, в 1941 году окончила ЛИИВТ (ныне ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова). В годы Великой Отечественной войны работала штурманом на судах МФ. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 — третий помощник капитана ТХ «Двина».

В.Я. Орликова. Фото из сети
В.Я. Орликова. Фото из сети

После войны В.Я. Орликова - капитан китобойного судна «Шторм». В 1955 она первая женщина-капитан БМРТ. Она была капитаном судов «Николай Островский», «Новиков-Прибой», ТН «Пирятин». За выдающиеся достижения в труде и общественную деятельность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 г. В. Я. Орликовой присвоено звание Героя Социалистического Труда. В.Я. Орликова была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями. Ее именем назван траулер, в Мурманске по ул. Капитана Орликовой д. 40 установлена мемориальная доска.

СОКОЛОВА (РЫБАЛЬСКАЯ) МАРИНА МИХАИЛОВНА

Выпускница ЛИИВТ (ныне ГУМРФ им. адм.С.О.Макарова), к.э.н., зав.лаб. управления пассажирских перевозок кафедры «Управления судоходством». Студентка 4-го курса ИЭФ ЛИИВТ М.М. Соколова (Рыбальская) в эвакуации, была направлена в Нижне-Волжское речное пароходство, где работала диспетчером пристани «Камышин» в период подхода немецких войск к Сталинграду. С ЖД через пристань «Камышин» шло все вооружение для защитников Сталинграда. Это был единственный путь их снабжения вплоть до разгрома фашистов в Сталинграде.

В 1944-1943 гг. М.М. Соколова - диспетчер пристани «Соколки», а затем начальник техгруппы Вятского речного пароходств, работает над сокращением сроков доставки грузов, необходимых фронту. За выполнение заданий военного времени М.М. Соколова награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне.1941-1945 гг.» и знаком «Отличник соцсоревнования Наркомречфлота».

Завершая публикацию, повторю слова Анны Ивановны Щетининой: «..женщине в море не место, тем более на мостике..» и добавлю личное мнение: допускаю привлечение женщин к работе по приемлемым специальностям в морской отрасли или службе в ВМФ РФ, но ТОЛЬКО НЕ В ПЛАВСОСТАВЕ. Так лучше для них, для нас и для России.

Источники: gumrf.ru, Яндекс