Продолжаем цикл публикаций об адаптации ребенка к школе. Теперь собственно школа.
Готовясь к поступлению в 1 класс нужно позаботиться не только о форме, учебниках, но и одновременно найти секцию по физическому и творческому развитию. Если Вы хотите усидчивости от ребенка в 7 лет, дайте ему физическую нагрузку адекватную возрасту. Желательно найти место рядом с домом без изнурительных часовых поездок. Ребенок верит родителям, все уверены, что школа необходима и дети ходят в школу, по крайней мере в начальной школе. Вы должны быть так же уверены в необходимости физических нагрузок для Вашего ребенка. Отдавайте его туда, где он может быть успешен. Крепких детей в борьбу, гибких в гимнастику, музыкальных на танцы, любящих рисовать в художественную школу и т.д. Учитывайте их интересы и данные, Вы же видите, во что они любят играть и в чем успешны. Отказы от занятий всегда связаны с требованиями, нагрузкой, необходимостью соблюдать правила. К школьному возрасту базовые свойства личности уже заложены, можно только неврозы убирать, а не глубинные установки. Если ребенок не может сотрудничать, не стоит ему идти в командный вид спорта, пусть это будут личные выступления. Хотя, например, вратарь в футболе тоже фигура по-своему индивидуальная. Для гармоничного развития личности недопустимо развивать только когнитивную сферу. Уже в первом классе у ребенка должно быть три линии развития, которые должны обеспечить родители: школа, спорт, творчество.
Вопрос: Ребенок (младший, 7 полных лет) пошел в первый класс. Вроде сначала все ничего было. Теперь постоянно в дневнике замечания. Конечно, с ребенком беседуем о том как себя вести нужно, хотя он и так все нормы поведения знает, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. А тут меня вообще в школу вызвали. В классе на уроке присутствовала гостья (председатель школьного МО) причем детей предупредили, настроили заранее как себя вести. Мой сын посреди урока встал, пошел к кулеру, попил, вернулся на место - как ни в чем не бывало! Я знаю, что ребенок у меня не "подарочное издание", бывали у нас "показательные выступления". Я понимаю, что это "нота протеста" - но вот в чей адрес, учителя или все-таки в мой? Мне ужасно СТЫДНО за его такое поведение, очень на него злюсь за это. Наблюдаемся у невролога по поводу гиперактивности. Но тут я думаю не только гиперактивность, есть и проблемы в отношениях. Помогите разобраться в причинах такого поведения, и выработать правильную модель взаимоотношений с ребенком. По поводу учителя - она тоже по-моему не совсем адекватна и не во всем права. Я подходила до начала учебного года, делилась рекомендациями по гиперактивным детям (не мои, из книг) - они проигнорированы. Индивидуального подхода в помине нет. Короче, учителем я крайне не довольна (на уроках присутствовала - ужас), ребенку, о своем отношении к педагогу не говорю. Но всерьез задумалась о переводе в другой класс. Поможет ли этот шаг?
Ответ: Пока идет процесс адаптации и ребенок не вполне понял правила. Класс Вы можете поменять, но учить мальчика соблюдать общие требования все равно придется. Для этого нужно ввести дома какие-то постоянные обязанности для сына. Гиперактивность - это активность не направленная родителями на развитие в полезное русло. Твердость в соблюдении правил только поможет ребенку быстрее развиваться, а вовсе не подавит его индивидуальность. Прямой путь всегда легче, чем хаотичное движение. Взрослые и определяют направление, так как дети не понимают что важно, а что нет. Думаю лучше с ребенком позаниматься и помочь ем научится адаптироваться в любой ситуации, быть успешным и эффективным, а не требовать у учителя индивидуального подхода. Разумеется есть ситуации, когда и учительница бывает непрофессиональна, тогда это проявляется и с другими детьми. Если же только с Вашим мальчиком трудности, то это может и в другом классе повториться. В то же время важно, чтобы маме учитель тоже нравился. Вы ребенка спросите, хочет ли он перевестись в другой класс. Я уверена, что он откажется.
Продолжение: Спасибо за ответ, Валентина Николаевна. Есть над чем подумать. Вы пишете "лучше с ребенком позаниматься и помочь ем научиться адаптироваться в любой ситуации, быть успешным и эффективным" я этого и хочу! Но не знаю чем и как позаниматься, чтоб этого достичь. Что посоветуете: упражнения, книги, авторы? Ребенок мой несколько инфантилен (на мой взгляд). И еще такой момент - никак не можем найти ребенку занятие по душе, ни спорт, ни творчество, сначала он вроде хочет, не проходит и месяца - все, не хочу, мне не нравится - мы убеждаем, что нужно продолжать заниматься - соглашается - но начинают жаловаться педагоги на его дурное поведение - с нашей стороны беседы с ребенком, внушения, увещевания - поведение улучшается, но начинаются бесконечные торги в стиле " я хорошо себя вел, купите мне то-то". Как посоветуете себя вести в таких ситуациях? Что я делаю не так? Спрашивала, чем бы ты хотел заниматься - ответ "ничем".
Ответ: Позаниматься имела в виду с психологом. Причины же быстрой потери интереса связаны с отсутствием опыта получения удовольствия от результатов своего труда и навыка тренировок для получения качественного результата. Ребенок не может хотеть то, чего не знает. Слушать его желания следует пока в вопросах связанных с телом, он уже понимает, что хочет кушать или что-то болит. Необходимость физических нагрузок связана не с его желаниями, а с требованиями развития мужского организма. В 7 лет родители выбирают вид спорта, опираясь на свои знания способностей мальчика, и он должен отходить год минимум, если есть достижения, то нужно продолжать, даже если иногда хочется играть, а не тренироваться. В случае отсутствия результата, опять родители выбирают вид занятий и обязывают ходить не менее года. Таким образом, к 15 годам мальчик будет много знать и уметь и уже сам выберет свое увлечение, если же ничего в жизни не попробовал так и останется инфантильным. За месяц ничему научиться нельзя, минимум год. Дома же способ развития ребенка - это включение в жизнеобеспечение семьи, заботу о младшем ребенке, обязательную помощь по дому. Так мальчик учится чувствовать себя важным и нужным и получать удовольствие не только от игр, но и от труда.
Продолжение: Спасибо за Вашу работу, Валентина Николаевна! Найдем сыну "святую обязанность" по дому.
"Причины же быстрой потери интереса связаны с отсутствием опыта получения удовольствия от результатов своего труда и навыка тренировок для получения качественного результата". Как научить получать такое удовольствие? Что мы родители должны сделать?
Ответ: Если коротко и самую суть сказать, то жизнь ребенка должна зависеть от его поступков. В ситуации, когда все удовольствия будут представлены в любом случае и определяются возможностями и настроением родителей, то нет смысла напрягаться.
Семейный и детский психолог Валентина Морозова
Про адаптацию детей к школе смотрите на моем youtube-канале: