Часть первая
Тридцатого сентября мой сын Александр и я прилетели в Пизу, двумя электричками перебрались во Флоренцию, разместились у нашего хорошего знакомого Паоло Поли и пошли гулять по городу, хотя был уже поздний вечер. Саша был во Флоренции впервые и, несмотря на то что утром в день вылета у него обнаружилась сильнейшая простуда, хотел прогуляться по городу. Мы прошли по близлежащим к нашему дому улицам, затем по набережной Арно и дошли до моста Понте Веккьо (Ponte Vecchio, Старый мост).
Первый виадук в самом узком месте реки Арно, в районе брода, был построен еще при римлянах, ориентировочно в I веке до н. э. Он был деревянным, стоял на каменных пилонах и был разрушен в 1117 году сильнейшим наводнением. Второй мост, построенный с учетом предыдущих ошибок строительства, продержался почти два века, но и его постигла та же участь, что и первый, в 1333 году. При работах на дне реки вскоре после Второй мировой войны обнаружили бетонный фундамент, положенный под углом к берегам, чтобы мост мог выдержать частые разрушительные наводнения. К 123 году ширина моста увеличилась до трех метров, потому что через него провели Кассиеву дорогу, предназначенную для сообщения между Римом и северными провинциями.
Мост Понте Веккьо считается старейшим во всей Флоренции, при этом он не похож ни на один из итальянских мостов. Этот арочный мост до сегодняшнего дня сохранил практически первозданный облик со времен своего строительства в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванти. Понте Веккьо представляет собой изящную конструкцию, составленную из трех почти одинаковых арок. Самая длинная - центральная. Ее длина 30 метров, боковые арки по 27 метров. Высота сводов колеблется между 3,5 и 4,4 метров. Отличительная черта моста – дома, располагающиеся по обеим его сторонам. Над мостом находится грандиозный коридор (Corridoio Vasariano, коридор Вазари), вдоль которого идет ряд небольших круглых окон. Он закрывает собой лавочки, находящиеся на мосту. Этот коридор был сооружен Джорджио Вазари специально для того, чтобы Великий герцог Тосканский Козимо I Медичи мог спокойно проходить из Палаццо Веккьо в Палаццо Питти, так как в те времена на мосту располагались лавки мясников и от моста исходило сильное зловоние. С XVI века самое большое количество находящихся на мосту лавок принадлежало ювелирам, отсюда второе название моста – Золотой мост.
На обратной дороге задержались около Монетной башни (Torre della Zecca), которая находилась минутах в десяти ходьбы от нашего жилья. Внешне башня представляет собой основательное и простое здание с несколькими маленькими окнами-щелями. На стороне, обращенной к городу, находится железный знаменосец, а на стороне, которая обращена к Арно, прикреплена мемориальная доска со стихами Данте, посвященными этой реке. Монетная башня — памятник архитектуры, часть древней крепостной стены во Флоренции. Этой башней завершалась крепостная стена на востоке города. Сейчас она находится посередине транспортной развязки городской кольцевой дороги на площади Пьяве. Башня была построена для защиты Королевского моста, возведенного в годы, предшествовавшие наводнению 1333 года, а также служила для обороны городских стен. В отличие от двойной башни Святого Николая на другой стороне реки Арно, Монетная башня всегда была «слепой», без ворот. Между двумя башнями находилась плотина Святого Николая, преграждавшая путь вражеским судам. В 1532 году Монетная башня была «обезглавлена» по проекту Антонио да Сангалло-младшего и превращена в бастион Старой крепости или «бастион Монджибелло». Этот проект был заказан Алессандро Медичи, чтобы улучшить оборону города после осады Флоренции.
В Монетной башне некоторое время размещалась мастерская Монетного двора, где впервые отчеканили флорины Флорентийской республики.
Монетная башня
Наша неторопливая вечерняя прогулка заняла около полутора часов, и мы вернулись домой около полуночи.
На следующий день нас ждал один из самых старых музеев Европы - Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi,«Галерея канцелярий»). Великий герцог Тосканский Козимо I Медичи решил под одной крышей собрать все правительственные учреждения Флоренции, для чего снесли часть домов на берегу Арно, и по проекту архитектора Джорджио Вазари построили отдельное огромное здание в форме буквы U. Вазари увлекался изобразительным искусством и при проектировании здания сделал огромные коридоры, в которых по задумке архитектора должны были размещаться полотна из коллекции Медичи. «Дворец Уффици (итал. Palazzo degli Uffizi), в котором находится художественная галерея, расположен между рекой Арно на юге и площадью Синьории (итал. Piazza della Signoria) на севере. Восточное крыло здания граничит со Старым дворцом Палаццо Веккьо (итал. Palazzo Vecchio) с башней Арнольфо, западное — лоджией Ланци (итал. Loggia dei Lanzi). Здание имеет три этажа» («Википедия»).
Архитектурный ансамбль состоит из двух параллельных друг другу построек и выполнен в форме подковы, которая открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу длиной 142 метра, ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса. Здание имеет три этажа и на всем протяжении улицы - единый фасад, внизу - сплошная открытая лоджия-галерея с многочисленными входами.
Залы и выставки галереи устроены таким образом, что можно следить за развитием и изменениями живописи на протяжении разных эпох, от образцов средневекового искусства Италии раннего Возрождения XIII – XV веков до современных полотен. Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Караваджо (восемь залов!), Тициан, Веронезе, Рембрандт, Рубенс… Не говоря уже о великолепных образцах искусства Античности, а также лучших произведениях художников французских, немецких, голландских, фламандских… В Уффици много других замечательных коллекций и экспонатов: члены семьи Медичи приобретали помимо картин античные статуи, древнегреческие и древнеримские скульптуры, среди которых имеется целый ряд шедевров, миниатюры, гобелены. Сегодня в Галерее Уффици, которая была открыта для посещения широкой публике в 1769 году, находится ни с чем не сравнимое художественное достояние, в том числе уникальное собрание автопортретов. Среди шедевров, составляющих коллекцию Галереи Уффици, трудно назвать наиболее ценные, однако некоторые полотна уже давно стали визитной карточкой знаменитой галереи. Особенно гордится Галерея Уффици двумя картинами великого флорентийского художника Сандро Боттичелли – «Весна» и «Рождение Венеры».
К другим шедеврам галереи относятся полотна «Мадонна Оньисанти» Джотто, «Коронация Девы Марии» Лоренцо Монако, «Полиптих» Бернардо Дадди, «Благовещение» Симоне Мартини и Липпо Мемми, «Мадонна с ребенком» Липпи, «Клевета» и «Мадонна и младенец с ангелом» Боттичелли, «Триптих Портинари» фламандского художника Хуго ван дер Гуса, «Крещение Христа» Андреа Верроккьо, «Благовещение» Леонардо да Винчи, неоконченное, но захватывающее полотно «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи, «Оплакивание Христа» Перуджино, «Сошествие Святого Духа» Пьеро ди Козимо, «Святое семейство» Микеланджело, «Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»» Рафаэля Санти, «Венера Урбинская» Тициана, «Леда и Лебедь» Тинторетто. Из хранящихся в музее скульптур особого внимания заслуживает статуя «Венера Медичи». Она была создана в I веке нашей эры неизвестным автором.
Ходим в галерее до вечера. Перед выходом посещаем сувенирный магазин музея и идем по Понте Веккьо на левый берег Арно. Доходим до Дворца Питти, по дороге заглядывая в разные магазинчики. Далее по плану - посещение приглянувшегося нам с Ольгой в прошлом году ресторана «Бордино» с его великолепной кухней и средневековым антуражем. Вышли из него уже затемно и двинулись по набережной. Дошли до Ворот Святого Николая (Porta San Niccolò), другое название – Башня Святого Николая (Torre San Niccolò). Башня находится на площади Джузеппе Поджи в районе Ольтрарно. Это памятник архитектуры, часть древней крепостной стены во Флоренции. «Отсюда начиналась дорога на юг, через мост Святого Николая. Башня защищала Арно на востоке вместе с Монетной башней на противоположной стороне. Название ворот происходит от церкви Святого Николая в восточной части Ольтрарно. Они были построены в 1324 году, вместе с шестым кругом городских стен, проект которого приписывается архитектору Андреа Орканьи. В отличие от всех других ворот они не были понижены («урезаны») в XVI веке, так как холм Сан-Миниато являлся для них естественной защитой от ударов вражеской артиллерии. Ныне это единственные ворота, сохранившие первоначальную высоту. Зубцы не являются оригинальными и восходят к XIX веку. В двух эдикулах на внешней стороне находились статуи львов. Башня также украшена многократными изображениями герба Флорентийской республики. На внутренней стороне можно увидеть три больших открытых арки, по одной на каждом этаже. Прямо над аркой ворот находится фреска с изображением Богоматери с младенцем и предстоящими святыми Иоанном Крестителем (покровитель города) и Николаем Чудотворцем (покровитель района). Фреска написана в XIV веке» («Википедия»).
Башня Святого Николая является самой высокой из древних городских башен и ворот Флоренции – ее высота составляет 60 метров. Осмотрев открытый в мае этого года после реставрации комплекс водопадов, гротов и ниш с фонтанами, мы начали подниматься по построенной в XIX веке по проекту архитектора Джузеппе Поджи лестнице (Rampe del Poggi, рампа Поджи) к Площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo). Площадь расположена на холме, с которого открывается живописный вид на весь город. Здесь также можно увидеть несколько копий знаменитых статуй Микеланджело, в том числе копию статуи Давида. Мы полюбовались панорамой ночного города, спустились по рампа Поджи и пошли по набережной к мосту, перейдя через который, оказались невдалеке от Монетной башни, и пошли домой.
Утром следующего дня мы отправились в центр города тем же маршрутом - второй день нашего пребывания во Флоренции был посвящен посещению располагающегося на площади Синьории Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio, Старый Дворец). Дворец построен в 1299—1314 годах по проекту Арнольфо ди Камбио. На первом этаже сейчас располагается городская ратуша, занимающая одно крыло. Новый Дворец, Дворец Синьории, Палаццо Дуккале (Герцогский Дворец), Палаццо Веккьо – такие названия и в таком порядке носило это здание. Внешне дворец похож на крепость – простые формы, без особых украшений. Фасад поделен на три уровня. Первый этаж выполнен очень просто и незатейливо, окна напоминают бойницы. Второй этаж имеет более светский облик – два ряда арочных окон в готическом стиле, барельефы и узоры в форме трилистника. Эти украшения были сделаны намного позже, в XV веке. Автор барельефов - архитектор Микелоццо ли Бартоломео. Здание венчает зубчатая галерея, окна которой могли выполнять роль бойниц. Ниже окон расположены небольшие ниши, в которых находятся девять геральдических знаков – по числу гильдий, стоявших во главе Флорентийской республики. Примечателен главный вход в здание – его охраняют два льва, из-за чего он получил название «Львиные ворота». Между львами на синем фоне начертано латинское изречение: «Rex Regum et Dominus Dominantium» (переводится как «Царь царей, владыка владык», является личной монограммой Христа). Там же, у входа, находятся искусно выполненные копии двух известных скульптур: «Давид» работы Микеланджело и «Геркулес» Баччо Бандинелли. Оригиналы же можно увидеть на втором этаже, в Галерее.
Сначала мы зашли в небольшой внутренний дворик (всего у дворца три симпатичных внутренних дворика), проследовали вдоль поддерживающих своды изящных колонн и барельефов с видами городов и прошли в кассы музея. Затем подошли к находящемуся в центре дворика фонтану со скульптурой «Амур с дельфином» (копия, оригинал находится в музее на втором этаже Старого Дворца). Красота внутреннего убранства Старого Дворца резко контрастирует с его внешней скромностью. Три яруса постройки разделены на множество залов, посвященных той или иной тематике. На первом этаже самым впечатляющим является Зал Пятисот (Salone dei Cinquecento), который предназначался для заседаний Большого народного совета. После падения семьи Медичи судьбу Флорентийской республики определяли пятьсот участников этого совета. Зал Пятисот занимает значительную часть первого яруса Палаццо Веккьо. Помещение имеет размеры 52 на 23 метра. Его созданием в конце XV века занимался Симоне дель Палойоло. Во времена правления Козимо I Медичи мастер Вазари украсил стены зала фресками, живописно изображающими батальные сцены. При переоборудовании зала под судейскую палату герцога были специально уничтожены фрески великих Леонардо да Винчи и Микеланджело, однако до наших дней сохранился самый значительный шедевр Микеланджело – скульптурный ансамбль «Гений, попирающий грубую силу» (1533-1534 гг.). Вдоль стен Зала Пятисот в особых нишах выставлены скульптуры Пап, правивших церковью в содружестве с родом Медичи. Это работы скульптора Баччо Бандинелли. Высокий потолок зала украшен картинами, прославляющими Великого герцога и его армию. В центре потолка красуется панель, изображающая триумф Козимо I на посту герцога Флоренции и Тосканы.
На втором ярусе дворца располагаются несколько великолепных залов и комнат: Зал Четырех Стихий, Зал Юпитера, Зал Кибелы, Зал Цереры, Зелёный Зал, Зал Пенелопы, Зал Льва X, Аудиенц-зал, Зал Лилий, Зал Карт, Зал Канцелярии и другие. Везде умопомрачительной красоты интерьеры: картины, статуи, уникальная мебель, расписные стены и потолки, коллекции редких и ценных предметов, в том числе скрипки работы Страдивари и Амати. Наиболее величественный, без сомнения, - Зал Лилий (Sala dei Gigli). Портал, ведущий в этот зал, выполнен из белоснежного мрамора. Стены помещения заполняет огромная фреска с изображением первого флорентийского епископа - святого Зиновия - в окружении святых Стефана и Лаврентия работы Доменико Гирлайндо. Также на стенах изображены столпы Римской империи: Цицерон, Сципион, Брут. Очень необычен потолочный декор. Поверхность потолка покрыта золотистой лепниной в форме сот. Донышко каждой соты имеет глубокий синий оттенок, на фоне которого горят золотом лилии – символ влиятельного французского рода Анжу, представители которого в ходе вражды религиозно настроенных гвельфов с гибеллинами оказали поддержку сторонникам папской власти. Еще одна жемчужина Зала Лилий – скульптура «Юдифь и Олоферн» авторства Донателло. Копия этой скульптуры находится на площади Синьории, снаружи Старого Дворца.
Самый верхний ярус – терраса Сатурна. С нее открывается замечательный вид на историческую часть Флоренции. Ну и, конечно, башня Арнольфо, получившая название в честь своего создателя. Башня была построена на фундаменте более древней, носящей звучное имя «Ла Вакка» (очень громкий голос колокола этой башни был подобен реву быка — вакка). Строительство было закончено в 1314 году. Высокие каменные стены башни увенчаны ажурной вершиной с внутренними нишами. Высота башни около 94 метров. В середине XVII века в фасад башни были вмонтированы часы, созданные мастером Джорджио Ледерле. Преодолев 223 ступеньки, можно забраться на нижний пояс башни с зубцами. Сверху - колокола. Время от времени на пути встречаются площадки, на которых можно передохнуть. После «покорения вершины» проводим фотосессию и спускаемся вниз. Перекусываем в Hard Rock Cafe, гуляем по площади Синьории, обходим вокруг кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore, Кафедральный Собор Святой Марии в цветах), любуемся на базилику Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce, церковь Святого Креста) и идем к подземному торговому центру, расположенному около железнодорожного вокзала. В переходе там стоит рояль, на котором может поиграть любой желающий. Вообще самым популярным в городе произведением является песня Леонарда Коэна «Аллилуйя», ее исполняют уличные музыканты на всех видах инструментов. Даже в переходе молодой итальянец сел за рояль и стал ее наигрывать. Через некоторое время подошли две посторонние девушки и стали под музыку петь. Итальянцы - очень музыкальная нация. Саша, конечно, на рояле тоже поиграл.
Вадим Рыбаков (DOC)
Фотографии: Вадим Рыбаков, Александр Рыбаков
Альманах ДЕНЬГА №2 (29) / 2020