Найти тему
Литература и ветер

Читайте книги внимательнее! Художественные приёмы в литературе

Оглавление

Художественное произведение - сложное единство, в котором ничто не случайно. Все элементы сложной системы прямо или косвенно выражают авторскую идею. К сожалению, читатель, следящий за сюжетом и опускающий детальные описания, может многое упустить из виду, воспринять книгу поверхностно.

В этой статье вы узнаете о разнообразных литературных приемах: средствах речевого самораскрытия персонажей, других способах их характеристики, разновидностях описания, видах комического, символе, подтексте, ремарке и т.д. При подготовке к ЕГЭ по литературе статья полезна для выполнения заданий с кратким ответом и написания задания 12 - сочинения, в котором нужно использовать теоретико-литературные понятия (для анализа текста произведения в целях раскрытия темы).

П. Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств. Вена. Нетрудно заметить, как важна и интересна на полотне деталь. Медленное рассматривание картины, во время которого рождается целый мир, наполненный обыденным и исключительным, сиюминутным и вечным, как раз и приносит нам огромное удовольствие.
П. Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств. Вена. Нетрудно заметить, как важна и интересна на полотне деталь. Медленное рассматривание картины, во время которого рождается целый мир, наполненный обыденным и исключительным, сиюминутным и вечным, как раз и приносит нам огромное удовольствие.

Средства речевого самораскрытия персонажей

Монолог (от греч. «один» + «слово, речь») – развернутое высказывание одного персонажа в литературном произведении (например, монологи Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», Сатина в драме М. Горького «На дне). Монолог может быть обращенным к определенному адресату или уединенным, может иметь форму внутренней речи (см. внутренний монолог).

Диалог (от греч. «разговор двоих») – разговор двух и более персонажей в литературном произведении, двустороннее общение в форме высказываний-реплик. Д. преобладает в драматических произведениях, имеет большое значение в эпических произведениях.

Внутренний монолог (внутренняя речь) – монолог, произносимый персонажем «про себя» и обращенный к самому себе (например, внутренние монологи Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», князя Андрея Болконского в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Косвенный монолог – прием, позволяющий автору передавать мысли персонажа, употребляя форму третьего лица (например, в рассказах А. П. Чехова «Ионыч», «Дама с собачкой», в повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…»).

Речевая характеристика – характеристика персонажа посредством особенностей его речи (например, речевые характеристики госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль», Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель»).

Другие приемы характеристики персонажей

Прямая авторская характеристика – характеристика героя, которая дается самим автором (например, характеристика Татьяны в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», характеристики Ларры и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»).

Взаимохарактеристика персонажей – характеристика, которая дается одним персонажем другому (например, характеристика Печорина Максимом Максимычем в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», характеристика Хлестаковым чиновников уездного города, данная им в письме, в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).

Психологизм – интерес писателя к внутренней жизни человека, смене его душевных состояний, свойственный произведениям реализма (например, разновидности психологизма: «диалектика души» Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» как углубление психологизма, «тайный (скрытый) психологизм» И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети» как изображение внешних проявлений душевных переживаний героя – движений, жестов, мимики, интонации голоса).

Говорящая фамилия – авторская оценка героя с помощью его фамилии, указывающей на определенные качества персонажа, прием свойственный обычно сатирическим произведениям (например, в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (госпожа Простакова, помещик Скотинин, чиновник Правдин, Стародум, Милон), в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Фамусов, Молчалин, полковник Скалозуб, Репетилов), в творчестве Н. В. Гоголя – в комедии «Ревизор» (судья Ляпкин-Тяпкин, врач Гибнер, полицейский Держиморда), повести «Шинель» (маленький чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин), поэме «Мертвые души» (помещики Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин), – А. П. Чехова – в рассказах «Смерть чиновника» (чиновник Червяков, генерал Бризжалов), «Хамелеон» (полицейский Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин).

См. также о портрете, пейзаже, интерьере, детали, ремарке.

-2

Разновидности описания в художественном произведении

Портрет, портретная характеристика – изображение внешности героя как средство его характеристики (например, портрет Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», портретные характеристики героев романов: «Обломов» И. А. Гончарова (Обломов, Штольц), «Отцы и дети» И. С. Тургенева (Базаров, Павел Петрович Кирсанов), «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (Раскольников, Соня Мармеладова, Лужин, Свидригайлов), романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» (князь Василий Курагин, Элен Курагина, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья).

Пейзаж – картина природы, являющаяся частью обстановки, в которой разворачивается действие (например, описание поместий Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, описание «необъятного простора» России в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», описания весенней природы, поместья Марьина в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», описание Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», описание неба Аустерлица, дуба, поля Бородинского сражения в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Интерьер – описание помещения, жилища героя (например, описание внутреннего убранства домов Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», описание комнаты Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов», комнаты Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

См. также деталь.

Разновидности комического в произведении

Юмор – мягкая форма комического, добродушный смех, смех, предполагающий сочувствие (например, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка», в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин», в повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…»).

Сатира – горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств (например, в творчестве Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, В. В. Маяковского, М. А. Булгакова). Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма.

Ирония – скрытая насмешка, когда сказанное в речевом контексте приобретает противоположное значение: 1) «Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!» (М. Ю. Лермонтов, стихотворение «Бородино»); 2) «…Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», «как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу» (Н. В. Гоголь, повесть «Шинель») (активно используется, например, в произведениях Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова).

Сарказм (от греч. «рву мясо» – «издевательство», «плотоядный смех») – злая, язвительная насмешка, высшая степень иронии: 1) «Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы? // Не эти ли, грабительством богаты? // Защиту от суда в друзьях нашедшие, в родстве, // Великолепные соорудя палаты, // Где разливаются в пирах и мотовстве… // Вот те, которые дожили до седин! // Вот уважать кого должны мы на безлюдье! // Вот наши строгие ценители и судьи! (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого); Богаты мы, едва из колыбели, // Ошибками отцов и поздним их умом» (М. Ю. Лермонтов, стихотворение «Дума»). Может использоваться в произведениях остросатирической направленности.

Гротéск (от итал. «причудливый») – подчеркнутое искажение каких-либо характеристик, их преувеличение и заострение (например, гротескные образы Акакия Акакиевича Башмачкина, его старой шинели-«капота» и новой шинели – «приятной подруги жизни» в повести Н. В. Гоголя «Шинель», помещиков Коробочки, Собакевича, Плюшкина в его поэме «Мертвые души», образы генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», образ одичавшего помещика в его сказке «Дикий помещик», образы градоначальников Органчика (с механизмом, подобным шарманке, вместо головы), Угрюм-Бурчеева («опасного идиота», воплощающего в жизнь свой «систематический бред») в его романе «История одного города»). Гротеск может быть основан на сочетании фантастического и реального.

Другие приемы

Деталь (художественная деталь) – выразительная подробность в произведении, несущая смысловую нагрузку (например, в описании помещиков, их быта, подробностей совершения сделки с Чичиковым в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», мотив футляра в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»). Деталь помогает создать художественный образ, воспроизводя отдельные черты портрета, пейзажа, интерьера, переживаний и поступков персонажей (в последнем случае можно говорить о сюжетной детали).

Символ – образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению (например, образ-символ паруса в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Н. Островского «Гроза», символика цвета в лирике С. А. Есенина, символические детали в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: комната Раскольникова, похожая на шкаф, каюту или гроб, символика цвета в романе, символический сон героя об убийстве мужиком лошади, символический подтекст в романе).

Подтекст – не выраженный явно, скрытый смысл текста (подтекст значим, например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад», в рассказах И. А. Бунина, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» образ парохода «Атлантида» является намеком не только на классовое устройство общества, но и на то, что капиталистическая цивилизация с ее ложными материальными ценностями должна прийти к кризису и уничтожить саму себя). Проявления подтекста – это намеки, реминисценции (от лат. «воспоминание» – использование образов ранее известных произведений искусства, фактов: например, образ парохода «Атлантида» ассоциируется с известным из древнегреческой мифологии затонувшим островом и с потерпевшим крушение пароходом «Титаник»).

Ремарка (от фр. «замечание, пояснение») – краткое пояснение автора в драматическом произведении. Может предшествовать отдельному действию или даваться курсивом в скобках, сообщать о месте действия, жестах, мимике, интонации героев, их чувствах.

Сказ, сказовая манера повествования – тип повествования от лица рассказчика в своеобразной (бытовой, разговорной) манере. Отличается самобытной лексикой и фразеологией (например, в повести Н. С. Лескова «Левша», в рассказах М. М. Зощенко).

Читайте также о стилистических приемах, в том числе об антитезе (контрасте):

Жизнь - это контраст и метафора. Язык произведения, изобразительно-выразительные средства

О поэтических терминах:

Поэтические термины. Почему говорящие "выучил стих" допускают ошибку? Дактиль или амфибрахий?

О теме, проблеме, идее, авторской позиции, сюжете, героях, композиции:

Термины для подготовки к ЕГЭ по литературе и повышения качества чтения

__________

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте ответы и комментарии!