Найти тему

Музей архитектурных стилей с 17 по 20 век на одном километре типичного московского переулка

Речь идёт о Подсосенском переулке. Точнее, о нём и ещё о небольшом кусочке Барашевского переулка, изгиб которого, выводящий на Покровку, виден на снимке. Храм, колокольню которого мы видим на заднем плане, находится на слиянии Подсосенского и Барашевского переулков.

Но сначала о здании, которое расположено на переднем плане.

Здание это выходит на Покровку, и оно, признаться, всегда вызывало некоторое моё удивление, но как-то до сих пор я пробегала мимо, не давая себе труда присмотреться и задуматься.

А ведь на самом деле это храм, и очень интересный. Правда, в 1929 году его постигла довольно обычная судьба: он был закрыт и частично разобран. В настоящее время он передан РПЦ, но произошло это только в 2016 году, так что до этого времени и креста-то на куполе не было.

Теперь крест появился, стало понятно, что это храм, но конструкция его всё же удивительна. А всё дело в том, что в злополучном 1929 году его колокольню разобрали, а затем вместо неё появилась эта странная двухэтажная пристройка с порталом, мало соответствующая архитектуре первоначального здания.

Вот как выглядел храм в конце 19 века.

-2

Увы, сейчас мы имеем то, что имеем, но храм этот остаётся знаковым местом.

-3

Храм Воскресения Словущего в Барашах на углу с Покровкой упоминается уже с 1620 года.

Барашевский переулок на Покровке получил своё название от Барашевской слободы, которая сформировалась за Покровскими воротами к ХVII веку. А барашами, оказывается, назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой.

С этим храмом связано несколько московских преданий.

Рассказывали, что будто бы в этой церкви когда-то венчались брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна и опустились на церковный купол, предотвратив кровосмесительный брак.

По другой легенде, императрица Елизавета Петровна тайно обвенчалась в этой церкви с графом Алексеем Разумовским. Однако, по более достоверным сведениям, отношения к венчанию императрицы Елизаветы храм не имеет. Согласно мнению большинства историков, венчание происходило в подмосковной усадьбе Перово.

Третья легенда утверждает, что уже в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и Апраксинским дворцом (ул. Покровка, д. 22), известным также как "дом-комод". А обнаружили этот ход после закрытия церкви местные ребятишки. Была даже информация, правда ничем не подтверждённая, что подземный ход продолжался еще дальше от дома № 22 в Архангельский переулок к церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башне).

Существующий ныне храм возведён в 1732-1734 гг. и посвящён празднованию освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Это очень своеобразная постройка в стиле московского барокко середины XVIII века. Двухэтажный храм был выстроен "кораблем". Такая композиция при совпадении планов подклета и верхнего храма - очень редкая архитектурная примечательность. Храм был поставлен на изгибе Покровки и являлся важным градостроительным ориентиром.

А мы свернём с Покровки и направимся к другому храму - Введения Пресвятой Богородицы.

-4

Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков. Сейчас при храме учреждено представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии.

Из исторических архивов известно, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.

О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г.

Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году.

В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году, и некоторым другим постройкам этого периода.

Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле нарышкинского барокко, со всеми особенностями внешней отделки, характерными для этого стиля: это и пышные наличники окон с колонками и замысловатыми гребнями, и поставленные ярусами друг на друга группы колонок на углах четверика, и венчающие стены кокошники.

-5
-6

Главный барочный иконостас храма сохранился от 1701 года.

Введенский храм - самая древняя постройка в этом квартале. Кстати, начинающийся здесь Подсосенский переулок, который до середины 19 века назывался Барашевским, с середины 19 века по 1922 год носил название Введенского, по названию церкви). Подсосенский — псевдоисторическое название, данное переулку при массовом переименовании улиц 7 июня 1922 г., от урочища «Под сосенками», бывшего на этом месте. "Введение под Сосенками" было также альтернативным названием храма Введения Пресвятой Богородицы.

В следующих публикациях мы поговорим о других сокровищах Подсосенского переулка.