Никита Андреев
В прошлой серии мы нашли на улице Алексея Толстого следы той эпохи, когда эта улица, ныне глухая и полузаброшенная, была одной из важнейших в Самаре. Теперь посмотрим кусок улицы Венцека (Заводской) и Речной вокзал.
Площадь Революции
В реальности я пошел сразу налево к Волге. Мы сейчас немного оглядимся и сделаем крюк направо, потому что Площадь Революции никак нельзя оставить за кадром.
Нынешняя Площадь Революции с начала XIX века была базарной. Она была застроена деревянными лавчонками, которые сгорели вместе со всем городом в 1851 году. После этого восстановленная Самара стала центром губернии, а площадь назвали Алексеевской и придали ей парадный лоск. Более 20 лет на площади стояла трехэтажная деревянная часовая башня. В 1880-е вместо башни разбили круглый сквер, который здесь и поныне.
В конце 1880-х в центре этого сквера поставили первый памятник Самары — Александру II. В бурные революционные годы на площади бушевали рабочие митинги, так что памятник с постамента сняли. Пишут, что некоторое время на постаменте стоял загадочный «памятник освобожденному труду», но его изображений я не видел. В конце 1920-х на многострадальном постаменте поставили памятник Ленину — прямо как в Костроме.
Дом Жильцова
Возвращаемся с площади к реке и смотрим по пути домики и домищи. Венцека, 28 — дом Жильцова, где в 1890-е размещались Классы живописи и рисования. Там юный Кузя Петров-Водкин учился азам искусства у Федора Бурова, о чем оставил обильные воспоминания.
Пишут, что в эту художественную школу наведывался и Ленин такой молодой, по каковой причине дом и стал памятником федерального значения.
Самарский Окружной суд
Здание по адресу ул. Куйбышева, 60 изначально было домом купца Светова конца 1850-х. Потом Светов разорился, и город приспособил его дом для Окружного суда (с 1870). С тех пор здесь всегда был суд — и сейчас тоже.
В начале глухих 1890-х здесь работал молодой юрист Владимир Ильич Ленин.
Капитанский дом
Я не нашел историю этого дома, но выглядит классно (ул. Венцека, 10).
Речной вокзал
И вот мы на берегу Волги. Исторически берег был занят частными пассажирскими пристанями. В 1930-е вместо них построили деревянный Водный вокзал на уровне Некрасовской улицы, я его показывал в одном из прошлых выпусков. В начале 1970-х построили нынешний Речной вокзал, а старый снесли.
Старая набережная и дома водников
Я немного покрутился у Речного вокзала, взял молочный коктейль и пошел в сторону Ленинградской. Я понял, что время начинает поджимать, и до обратного рейса в Москву надо увидеть хоть что-то из парадных достопримечательностей Самары, а не только всякое краеведческое гурманство.
В следующей серии посмотрим, мимо чего я поспешно прошел между этой точкой и Кирхой.
Подписывайтесь на канал, у меня выходит целый цикл заметок о Самаре — как статей, так и видео. И о Москве тоже будет, разумеется. Я больше скажу: будет даже о Кисловодске.
Кому что удобнее: Youtube, Telegram.