Рок-Сундук: "демократы" на виниле. Часть 3. Венгерская Народная Республика

3,5K прочитали
состав группы Omega d 1974 году, слева направо: Ференц Дебрецени, Янош Кобор, Ласло Бенкё, Тамаш Михай, Дьёрдь Мольнар (источник фото: https://fortepan.hu/hu/photos/?q=88423&view=query&lang=hu&x=8&y=7)
состав группы Omega d 1974 году, слева направо: Ференц Дебрецени, Янош Кобор, Ласло Бенкё, Тамаш Михай, Дьёрдь Мольнар (источник фото: https://fortepan.hu/hu/photos/?q=88423&view=query&lang=hu&x=8&y=7)

Здравствуйте, дорогие друзья!

В прошлых статьях (читать первую и вторую части) про демократов шел рассказ про пластинки наиболее значимых групп социалистического периода из ГДР и ПНР. Настал черед Венгрии, точнее групп, образовавшихся в период существования Венгерской Народной Республики (ВНР).

По разнообразию исполняемых направлений музыкальные коллективы и исполнители из ВНР ничем не отличались от своих польско-немецких товарищей, я бы еще добавил, что по количеству их было также не меньше, а, возможно, даже больше. Прог-рок, хард-рок, поп-рок, диско, даже хэви-метал - пожалуйста, на любой вкус и цвет. Во многом расцвет и воплощение музыкальных идей венгерской сцены обязаны главе государственного лейбла Hungaraton Енё Бощу (Bors Jenő). Человек с прагматическим подходом к решению поставленных задач, а главным образом соображающий в экономике, был поставлен во главе звукозаписывающей компании очень вовремя, в 1965 году. Тогда она называлась Magyar Hanglemezgyártó Vállalatot (MHV)), выпускавшая ограниченным тиражом шеллачные и виниловые пластинки под маркой Qualiton до 1967 году. Бощ внес свои коррективый: Qualiton превратился в Hungaroton (оригинальное название осталось в качестве сублейбла), компания впоследствии обросла отделами, был увеличен штат, мощности завода по выпуску пластинок, и музыкальные коллективы и исполнители были отсортированы по направлениям, которыми занимался определенный сублейбл, среди самых известных были Pepita, Start, Gong, Bravo, главное, что количество пластинок было увеличено до 10 млн. в год. Т.е. виниловая отрасль заработала на полную мощь.

глава лейбла Hungaroton Енё Бощ вручает "золотой диск" Габору Прессеру из состава команды Locomotiv GT, Будапешт, 1982 (источник фото: https://archivum.mtva.hu/photobank/item/MTI-FOTO-NUNneDhTcmFEQnM4VzlqbmJoYS9Bdz09)
глава лейбла Hungaroton Енё Бощ вручает "золотой диск" Габору Прессеру из состава команды Locomotiv GT, Будапешт, 1982 (источник фото: https://archivum.mtva.hu/photobank/item/MTI-FOTO-NUNneDhTcmFEQnM4VzlqbmJoYS9Bdz09)

Глава лейбла прекрасно был осведомлен о политике своих западных конкурентов, поэтому не видел ничего противоестественного в расширении выпуска пластинок на экспорт в другие страны. Это позволило государственному лейблу заявить о себе на западноевропейских и даже на американских рынках. Конечно же, как и советская Мелодия, восточногерманская AMIGA или чешский Supraphon, венгерский Hungaraton был преимущественно замкнут на внутригосударственные продажи, т.е. музыка выпускалась для дорогих венгерских граждан.

Что ж, по крайней мере, хэви-металлическим группам, таким как Pokolgép, путь был открыт. Парни образовались еще раньше, чем Metallica, но первый альбом выпустили только в 1986 году и за время существования, а существуют они до сих пор, издали с десяток логплеев. В моей коллекции есть только один альбом группы - Éjszakai bevetés (1989). Хороший хэви, но, честно говоря, не очень воспринимается на венгерском языке, в отличие от более мягкого хард-рока)

Издания альбомов группы примечательны тем, что в отличие от многих других роковых группа, по крайней мере известных мне, ряд альбомов - Totális Metál (1986), Pokoli Színjáték (1987), Éjszakai Bevetés (1989) и Metál Az Ész (1990) был переиздан в ремастере спустя долгое время немецким лейблом High Roller Records в 2020 году в, так сказать, полной комплектации: постер на четыре разворота, вкладка + цветной винил. А в комплектации альбома Adj Új Erőt (1991) изначально присутствовал цветной плакат на четыре разворота. Неплохо для венгров.

(трек с альбома 2009, представлен просто для ознакомления, в каком направлении играет команда Karthago)

Издания альбомов таких хард-роковых групп как Pandora's Box или Karthago были проще некуда. При этом если у "пандоры" не было вообще ничего, кроме традиционного конверта и выпускались пласты только внутри страны, то у "картаго" пластинки выходили на экспорт, а также было заключено соглашение с лейблом OK Musica на выход двух альбомов на английском языке - Requiem (1983), вышел в Австрии и Германии, и Oriental Dream (1985), англоязычная версия альбома Senkiföldjén для Австрии). При этом рисунок на первых двух альбомах одинаков с аверса и реверса обложки, только на аверс добавлен рисунок со слоном. И этикетки лейблов также содержали рисунки слонов. Чтобы наглядно понять, что представлял собой экспортный вариант пластинки, стоит обратить внимание, прежде всего, на пятаки лейблов: на них композиции будут напечатаны на английском языке. Следовательно, альбом Ezredforduló у меня представлен экспортным вариантом.

англоязычный альбом Rockin' & Rollin' (1975) из моей коллекции
англоязычный альбом Rockin' & Rollin' (1975) из моей коллекции

Похожая ситуация была с просуществовавшей меньше 10 лет командой General, которые на заре успеха в 1973 году, выпустили два англоязычных альбома - первый в 1975 году под названием Rockin' & Rollin', второй - Heart Of Rock в 1979 году, вышедшие в Польше на лейбле Polskie Nagrania Muza. При этом ни один из альбомов не раскрывался, ничем не комплектовался.

(трек "Szevasz, Haver" (Skorpio) представлен для ознакомления, кстати, на виниле отсутствовал, а шел бонус-треком на венгерском CD-издании 2000 года)

У таких групп рок-групп как Piramis, Skorpio и Edda Művek издания альбомов были разнообразнее. Первые две группы, вышедшие преимущественно на лейбле Pepita, в двух альбомах комплектовались вкладками - у Pirmis это были дебютник под одноименным названием (1977 года) и Plusz (1982 года), и вкладки были двухсторонние, при этом второй альбом под скромным названием "2" выходил в том числе с разворотом, у Skorpio присутствовала вкладка (двухсторонняя) на альбоме Ünnepnap (1976) и односторонняя на альбоме Gyere Velem! (1978). По Edda Művek (лейблы Pepita, Favorit), насколько можно верить сайту discogs.com, вкладки были также в двух альбомах - дебютном под номером 1 (1980) и в пятом (Edda Művek/5, 1985). Из всех троих самой продуктивной оказалась команда Edda Művek, выпустившая с 1980 по 2012 года порядка двадцати альбомов (студийных и концертников).

Еще одной знаковой фигурой венгерской сцены в стиле фанк/соул-рок является певица Шаролта Залатнаи (урожденная Шарлотта Захер), эдакая Маришка Вереш местного разлива (весьма похожи друга на друга, миловидные, хотя по вокалу до Маришки ей далеко). Шаролта выступала со многими знаковыми группами венгерского рока, прежде всего это Omega, Locomotiv GT, Skorpio, в середине 1960-х годов была солисткой группы Bergendy. По оформлению альбомов, раскрывались третий альбом Álmodj Velem... (1972) и Minden Szó Egy Dal (1978), при этом альбом Hadd Mondjam El (1973) вышел в экспортном варианте для СССР, о чем свидетельствуют русские слова на "пятаках" альбома, а в 2008 году в Венгрии вышло лимитированное издание на виниле в количестве 300 экземпляров, где альбом также разворачивался.

советский миньон 1978 года "Ансамбли Венгрия" (каталожный номер  Мелодия – C62—10449-50) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
советский миньон 1978 года "Ансамбли Венгрия" (каталожный номер Мелодия – C62—10449-50) (фотографии взяты с сайта discogs.com)

В СССР внимание рок-группам из Венгрии, как и в случае с немцами и поляками, было уделено минимальное (либо не уделено вовсе). В 1978-1979 году вышли миньоны, на которых были представлены по одной песне групп Skorpio, Gemini и General (совместно с Шаролтой Залатнаи).

Что ж, наконец мы подошли, пожалуй, к самой знаковой рок-группе социалистической Венгрии - Omega, существующая и по сей день, ни много ни мало, с 1962 года, что делает ее одной из старейших коллективов в рок-музыке, ставя на одну доску, например, с The Rolling Stones. Не могу утверждать, кто исполнял музыку лучше - они или команда Locomotiv GT (которых часто сравнивают по степени значимости), образованная Габором Прессером и Йожефом Лауксом в 1971 году после выхода из состава "Омеги", по той причине, что "Локомотив" у меня представлен только сборником и вообще с музыкой команды я знаком меньше, чем с "Омегой" (в моей коллекции 14 альбомов). Но думаю, это тоже самое, что сравнивать Pink Floyd и YES, играющих очень разный прог-рок. Так вот окрещенная венгерским "Пинк Флойдом" "Омега" (к слову говоря, они и альбомы записывали в одно и тоже время) также исполняла прог-рок (с элементами психоделии, как у Флойдов), а отличает ее от Локомотива то, что последняя была супер-группой, куда вошли также ребята из групп Metro и Hungária. При этом по звучанию "Омега" не уступала западноевропейским аналогам, исполняя красивые баллады типа "Gyöngyhajú lány" с альбома 10000 Lépés (1969) (которую потом перепели Scorpions), или длинные композиции типа "Napot hoztam, csillagot-Idõrabló-Ablakok" с альбома Omega 7: Időrabló (1977), при этом музыканты следовали тогдашней моде на обязательное включение драм соло (как в песне "Kérgeskezű favágok" c альбома 1969 года).

(трек представлен с другого сборника для ознакомления)

"пятаки" пластинок группы Omega, слева направо: с англоязычного альбома Omega, вышедшего в Германии в 1973, с оригинального альбома 10000 Lépés (1969), с экспортной версии альбома Csillagok Útján (1978)
"пятаки" пластинок группы Omega, слева направо: с англоязычного альбома Omega, вышедшего в Германии в 1973, с оригинального альбома 10000 Lépés (1969), с экспортной версии альбома Csillagok Útján (1978)

Что объединяет двух "конкурентов" - Omega и Locomotiv GT, - так это выход на международный музыкальный рынок. Обе команды записывали альбомы на английском языке, которые выходили в Германии, Англии и США. Это было очень круто для тогдашней социалистической Венгрии. По тиражу выпущенных пластинок "Омега", конечно же, была на первом месте. Издавались альбомы у команд внутри Венгрии на лейблах Pepita, а первые альбомы "Омеги" выходили на Qualiton. Англоязычные альбомы, выходившие на Западе, у "Омеги" были представлены, в основном, лейблом Bacillus Records (родительский лейбл - Bellaphon) в Германии, Decca в Англии, также альбомы выходили в Греции, во Франции, Канаде, Бразилии, что было значительно больше, чем у других венгерских команд, а также значительнее, чем выходившие на Западе альбомы германо-польских команд. "Локомотив" вышел в Англии на лейблах Epic и EMI. Правда, Штаты выпустили у себя только по одному альбому групп - у "Омеги" это был Skyrover (1978) на лейбле Fantasy, у "Локомотива" - англоязычный дебютник Locimotiv GT (1974) на лейбле ABC Records (с альтернативной обложкой, что всегда было характерно для Северной Америки). Любопытно, что первый англоязычный альбом "Омеги" - From Hungary (1968), вышедший в Англии как Omega Red Star, оценивается свыше 1 000 евро (см., к примеру, здесь).

вкладка с альбома Omega 7: Időrabló (1977)
вкладка с альбома Omega 7: Időrabló (1977)

По оформлению альбомов команды также были похожи - у "Омеги" раскрывались концертники 1979 и 1983 годов, альбомы 10000 Lépés (1969), Omega 5 (венгерский) и Omega (англоязычный) (оба 1973 года), 200 Years After The Last War (1974), Gammapolis (1978, англоязычный альбом, при этом картинка венгерского варианта отличалась от западноевропейского), вкладки присутствовали только на трех альбомах - Élő Omega (1972), Az Arc (1981) - двухсторонние, и на альбоме Omega 7: Időrabló (1977) - односторонняя картонная. У "Локомотива" также раскрывались шесть альбомов - Bummm! (Locomotiv GT III.) (1973), Kovács Kati (Kovács Kati És A Locomotiv GT) (1974, совместно с певицей Кати Ковач), V. (1976), Loksi (1980), Azalbummm (1983) и Búcsúkoncert (1992). Вкладками комплектовались альбомы Zene (Mindenki Másképp Csinálja) (1977), Mindenki (1978), Ellenfél Nélkül (1984), а на альбоме Loksi вместо вкладки присутствовала 4-х страничная брошюра.

альбом Élő Omega (1972), слева алюминиевый вариант с красной краской, справа - бумажная обложка 1975 года издания (фотографии взяты с сайта discogs.com)
альбом Élő Omega (1972), слева алюминиевый вариант с красной краской, справа - бумажная обложка 1975 года издания (фотографии взяты с сайта discogs.com)

С альбомом Élő Omega (1972), удостоившегося места в ТОПе 30 самых креативных конвертов (о чем мы рассказывали в этой статье), произошел известный казус: в этом году "Омега" планировала выпустить альбом 200 Évvel Az Utolsó Háború Után (в переводе на русский - 200 лет после последней войны), но материал был подвергнут цензуре в Венгрии по туманным причинам. Вместо этого группа выпустила фейковый концертный альбом под названием Élő Omega (данные разнятся по тому, где он был записан: в студии с наложением концертных шумов или все-таки сведен из живых выступлений). Из-за проблем с печатью на бумаге, было принято оригинальное решение выпустить альбом из алюминиевых пластин. Первый вариант включал надпись на конверте синей краской, но затем цвет был заменен на красный. При этом в "красном алюминии" тираж был трех видов: оригинальное венгерское и экспортное англо-немецкое. Бумажная версия конверта все же появилась, но не ранее 1975 года (вкладка с одной стороны была красного цвета, а не фиолетового как в алюминиевом варианте). Под названием 200 Évvel Az Utolsó Háború Után альбом был выпущен в Венгрии только в 1998 году на CD (порядок композиций в треклисте был изменен).

Что ж, дорогие друзья, на этом третья часть трилогии подошла к концу. Я не освещал пластинки румынских и болгарских команд по той причине, что их у меня нет. Хотя настоятельно рекомендую ознакомиться с творчеством югославских команд, у меня есть только один альбом группы Smak - Stranice Naseg Vremena (1978 года), очень техничный, в частности ощущение качественного прога с балканскими мотивами. Рекомендую!

Делитесь в комментариях, какие еще венгерские рок-группы того периода вы знаете и какие вам больше всего нравятся, а также какие издания есть в ваших коллекциях.

Всем удачи в делах!

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.