Найти тему

Ситуация №1. Собеседование. (часть 1)

Оглавление

Итак, ситуация - собеседование. Цель - получить предложение по работе, которую Вы для себя хотите. Тема довольно избитая, но для многих актуальная. В моей статье не будет банальностей типа "10 ошибок на собеседовании" или "15 способов произвести впечатление на рекрутёра". Этого инфомусора в интернете достаточно. У меня личная статистика больше 2000 собеседований, при чём большей частью я проводил собеседования как руководитель. Перепробовал несколько основных методик, которые используют эти, так называемые "эйчары". Писать буду о менее очевидных вещах, которые действительно работают.

Но всё же, давайте сначала немного банальностей. Что желательно делать и не делать, чтоб не свести шансы получить работу к нулю? Не опаздывать, одеваться по дресс-коду, сделать так, чтоб пахло от вас... приятно. Ещё желательно доброжелательно общаться, улыбаться, внимательно слушать рекрутёра. Не говорить свысока, не говорить ни о ком плохо, не показывать никакого негатива. Не врать. Перед собеседованием - изучить сайт компании, особенно те его разделы, которые касаются должности, которую Вы хотите получить. Ещё желательно какой-нить примерный план набросать - что Вы будете делать в первые рабочие дни. Вряд ли Вам придётся его воплощать в жизнь, но его наличие даст Вам бонус даже в глазах руководителя, а тем более - эйчара.

Вообще - это две большие разницы - проходить собеседование с менеджером по персоналу или с руководителем. Две большие разницы! Как ни странно, но менеджеры по найму МЕНЕЕ компетентны в вопросах найма, чем руководители. Как многие знают - лучшего бухгалтера нанимает главбух. Лучшего продажника - руководитель отдела продаж. Лучшего айтишника - руководитель IT-отдела. А менеджеры по найму... так... просто считают себя очень компетентными в вопросах найма, это нужно учитывать.

У меня есть большой список - 240 типичных вопросов на собеседовании, их подоплёка и как нужно на них отвечать. В рамках статьи, всё не опишешь, но если есть желание - напишите комментарий к статье или личное сообщение - я скину Вам этот список.

Сейчас я приведу несколько основных методик, которые используют эйчары. Через них нужно пробиться, чтоб дорваться до собеседования с руководителем. Про него - в следующей статье. Куда более полезная инфа. Как вообще мыслят руководители и что нужно делать, чтоб им стать - тоже вопросы интересные, их тоже немного освещу в следующей статье.

А пока - методы рекрутёров.

Метод первый - структурированное интервью

Или неструктурированное. Вас спрашивают про Ваш опыт работы и что Вы делали на предыдущих местах работы, всякие нюансы, с этим связанные. Если структурированное - действуют по схеме, ставят оценки Вашим вопросам. Если неструктурированное - без схемы, просто по наитию. Так делаю эйчары, которые считают себя особенно опытными. На самом деле - абсолютно бесполезный метод, поскольку то, как человек РАССКАЗЫВАЕТ о том, как он работает и то, как человек НА САМОМ ДЕЛЕ РАБОТАЕТ - это две совершенно разные вещи. Причём никак не связанные. Однако, многие эйчары применяют этот метод, спрашивают о прошлых работах, достижениях и прочей лабуде. Нужно научиться всё это описывать максимально выгодно для Вас, при этом с энтузиазмом на лице.

Типичный вопрос. Расскажите о своём опыте работы. Какие обязанности Вы выполняли? (обычно задаётся по нескольким местам работы)

Подоплёка. Оценка Вашего опыта работы и попытка сделать вывод – сможете ли Вы выполнять работу у нового работодателя.

Как нужно отвечать. Нужно рассказать всё как есть. Подготовить рассказ заранее. В рассказ включить хотя бы один из следующих пунктов:

1. Конкретные измеримые достижения на работе

2. Как росли на Вашей прошлой работе обязанности, сфера ответственности или объём Вашей работы

3. В чём Вы принимали участие и принесли дополнительную пользу компании.

Всё это нужно говорить с энтузиазмом и улыбкой на лице. Рекрутёры это любят. Потренируйтесь перед зеркалом.

Из той же серии:

Почему Вы уволились с предыдущих мест работы?

Почему Вы так долго без работы?

Какие у Вас были достижения на предыдущем месте работы?

Каковы были Ваши основные задачи на предыдущем месте работы?

И так далее и так далее... Как будто рассказ соискателя обо всём об этом - чёткий критерий. Как будто кто-то скажет - "уволили меня из-за воровства и нежелания работать, достижения - наворовал товару на 200 000 рублей, а свои задачи я не знаю, устраивался, чтоб ничего не делать и получать деньги!" Нда...

Так что учимся с улыбкой на лице, предано глядя в глаза описывать свой предыдущий рабочий опыт в радужных тонах.

Метод второй - Case-интервью

Или - ситуационное интервью. Вам предлагается ситуация и задаётся вопрос - как Вы поступите? Ситуация может быть как реальной рабочей, так и вообще бредовой. Например - Вы оказались на необитаемом острове, из вещей только топор и спички - как будете спасаться?

Суть метода - попытка оценить - что от Вас можно ждать. Но - как и в предыдущем случае - то, что человек думает, что он сделает в какой-либо ситуации и что он на самом деле в ней сделает - это две большие разницы.

Однако, к этим "кейсам" нужно готовиться заранее. Желательно изучить кейсы, которые касаются должности, которую Вы хотите получить. Но есть и универсальные кейсы, которые могут быть на любом собеседовании.

Например: Если у Вас что-то не получается в работе, что Вы будете делать?

Ну что делать? - пробовать дальше, пока актуально. Пробовать по-разному, искать разные способы достичь результата.

Или: В случае, если на конец дня работа не будет закончена – что Вы будете делать?

Прикольный вопрос. С одной стороны - хочется показать хорошее отношение к работе и сказать - "буду доделывать работу, пока не закончу". С другой стороны - как бы после этого Вас не завалили неоплачиваемыми сверхурочными. Думаю, оно Вам не надо.

Чтоб этого избежать - конкретизируйте вопрос. Скажите, что в общем случае на этот вопрос ответить невозможно, пусть приведут конкретный пример - какая работа не закончена, как долго её заканчивать и т.д? Там можно будет ответить с учётом здравого смысла. При этом задав встречный вопрос - как поощряются в компании такие вот задержки после рабочего дня и как часто они происходят. Приглядитесь к рекрутёру после этого вопроса. Задайтесь вопросам - стоит ли идти на эту работу.

Ещё вариант кейса: что делать, если проблема возникла не по Вашей вине, а клиент недоволен и решать её очень долго?

Хотят оценить Вашу стрессоустойчивость и умение гасить конфликты. Правильный ответ - прежде всего нужно сделать так, чтоб клиент стал доволен, исправить ситуацию. А потом уже выяснять - кто виноват и как сделать, чтоб такого не повторялось. И как вознаградить Вас - за помощь компании и улаживание проблемы, которая возникла не по Вашей вине.

Вот ещё интересный кейс: если руководитель дал Вам распоряжение, но Вы не согласны, т.к. видите другой, на Ваш взгляд – более эффективный вариант действий. Что Вы будете делать?

Хотят понять - как легко Вами управлять. Нужно, конечно, показать, что Вы - человек управляемый и удобный. Такая вот неприятная правда жизни.

Сказать нужно примерно так: в начале – попытаюсь убедить руководителя. Если не выйдет – сделаю в точности, как он распорядился.

Как мне правдиво заметил один из моих бывших руководителей - способность подчиняться - самое важное качество любого сотрудника. Без него все остальные его качества не имеют смысла.

Для руководителей всё именно так и обстоит, как бы нам ни было от этого неприятно.

Другие кейсы в общем списке, а пока следующий метод.

Поведенческое интервью (по компетенциям)

От кейс-интервью отличается тем, что Вас просят вспомнить реальную ситуацию из Вашей жизни и работы и рассказать - как Вы тогда поступили и к чему это привело. Как будто умение красиво рассказывать гарантирует умение хорошо работать. Тем не менее - метод используется и нужно к нему быть готовым.

Вот примеры:

Опишите любой из реализованных Вами проектов и свою роль в нём?

Расскажите о неудачном проекте или любой неудаче.

Приведите пример ситуации, в которой Вы вышли из себя. Как это произошло?

Опишите ситуацию, когда Ваша работа подвергалась критике.

Расскажите о самой сложной ситуации, с котрой Вам довелось столкнуться?

Как вы умеете убеждать? Приведите пример когда Вы кого-то в чём-то убедили.

Вы терпеливый человек? Приведите пример когда Вы проявили терпение.

Вы целеустремлённый человек? Какой последней цели достигли? Какие цели ставите перед собой?

Все эти вопросы можно проработать заранее и добиться удовлетворительного ответа на них. Главное - описываем такие ситуации, которые показывают нас с хорошей стороны. К сожалению, отказ ответить на такой вопрос воспринимается рекрутёром негативно. Я вот, например, никогда не выхожу из себя. Чтоб меня вывести нужно приложить усилия, которые людям не по плечу. Я не гну пальцы, это просто факт. Однако, у меня припасена парочка историй, как я выходил из себя из-за подлости и прямых попыток нанести вред мне или моей семье. При этом гнев мой был абсолютно благородным и всё закончилось хорошо. В общем, эйчары любят хороших сказочников, нужно немного потренироваться и проблем не будет.

Последний метод.

Проективное интервью

Из всех плохо работающих методов этот работает лучше всего. Логика метода такая - человек склонен своё поведение проецировать на своё мировоззрение. Знаю, что звучит сложно, потому сразу пример.

Мужик, который постоянно ходит "на лево", считает, что все туда ходят и это абсолютно нормально. Курильщик считает, что курение это нормально. Спортсмен не понимает как можно жить и не тренироваться. Если человек считает, что самым важным положительным качеством является честность - значит это его самое сильное качество. Улавливаете мысль?

Мой любимый вопрос для проверки честности был такой:

Как Вы знаете, есть люди, которые воруют. Как Вы думаете - почему они это делают?

Варианты ответа были такие:

Потому, что им чего-то не хватает.

Потому, что у них маленькая зарплата.

Потому, что у них плохое воспитание.

Потому, что у них плохой руководитель.

Потому, что эти люди - плохие.

Потому, что не видят другого выхода.

Потому, что эти люди глупые.

Каждый из этих ответов говорил мне о том, при каких условиях соискатель будет готов воровать. Особенно нравится ответ про воровство из-за плохого руководителя. То есть, если этот товарищ решит, что я - плохой руководитель - что он сделает? Нда... А если человек сказал, что люди воруют из-за маленькой зарплаты, значит, когда он решит, что я ему недоплачиваю, то он сам себе "доплатит".

Работает эта схема не всегда. Некоторые про неё знают. Но вообще, метод неплох. Я им годами успешно пользовался.

Потому, если Вас спрашивают про Ваше мнение о чём-то - имейте ввиду - по Вашему мнению будут делать выводы о Вашем поведении и поступках. Переводите такие вопросы на себя (в уме разумеется) и отвечайте. Например, на вопрос про воровство лучший ответ - воруют, потому, что плохие люди. Ну, или потому, что глупые. Ещё желательно при ответе показать отвращение на физиономии. Прокатит:))

В продолжении этой статьи - как успешно пройти собеседование с руководителем. И заодно немного про то, что делать, чтоб со временем им стать.

Если заинтересовало и появилось желание изучить полный список из 240 вопросов на собеседовании, их подоплёку и как на них отвечать - пишите комментарий к статье или личное сообщение.

Успехов!