Хотя мы не всегда осознаём, мы выбираем истории за их темы. Фильмы, которые больше всего затрагивают нас - те, которые мы проносим с собой на протяжении всей жизни, - это фильмы с общими темами, которые глубоко повлияли на нас и даже изменили нас. И всё же, поскольку темы фильмов часто зарыты глубоко в структуру сюжета, их может быть трудно сформулировать или даже распознать. В этой статье будет проанализировано, как семь классических фильмов передают глубокий кинематографический и жизненный опыт через общие сюжетные темы.
Что такое тема фильма?
Роберт Макки, знаменитый сценарный гуру, определяет истории как "устройство для жизни". Он утверждает, что сюжеты учат нас жить, драматизируя общие темы, которые занимают центральное место в нашей жизни. Макки называет кинотемы "управляющими идеями", которые представляют собой "чистейшую форму смысла истории, видения жизни, которую зрители переносят в свою жизнь".
"Управляющую идею" Макки можно определить несколькими способами. Часто люди определяют темы фильмов одним, а может и несколькими словами. Например:
- Любовь
- Смерть
- Правосудие
- Взросление
- Человек против природы
Но, строго говоря, это обобщение сюжета или детали, а не темы. Как определить тему, мы расскажем в нашей статье. Тема в фильме на самом деле является "выражением позиции автора, на происходящие в истории события".
Всё, что происходит внутри сюжета, должно быть связано с темой.
Например, в то время как "справедливость" может быть главной темой фильма, тема, производная от неё, может быть чем-то вроде: "Если человек не придерживается принципов справедливости, он не может судить других".
В приведённом анализе фильмов изучим семь основных тем:
- Бог и философия
- Выживание
- Добродетель и ценности
- Любовь
- Добро против зла
- Общество
- Познание себя
Для каждой из этих тем мы составляем список подтем, затем проанализируем, как классические фильмы превращают некоторые подтемы в общие темы. Любой фильм, конечно же, может дать множество совершенно неповторимых вариаций этих тем.
Бог и философия
В эту категорию входят подтемы, дающие такие темы:
- Вера против сомнений
- Судьба против самоопределения
- Причина против веры
- Столкновение с бессмысленностью бытия
- Разрушение души
В фильме Джоэла и Итана Коэна "Старикам тут не место" (2007) представлены темы из этой категории. Типичные темы в фильмах братьев Коэн включают идею о том, что вселенная вне понимания и человек не может на неё повлиять.
Персонаж, который используется в фильме "Старикам тут не место", который противостоит главному герою является воплощением чистого зла в виде ужасающего серийного убийцы Антона Чигура, природу и мотивы которого другие персонажи не могут постичь.
Этот персонаж говорит о том, что "чем больше мы пытаемся понять природу Вселенной, тем меньше вероятность того, что мы её поймем". Символом этой темы является также использование подбрасывания монетки Чигуром, чтобы решить, кто будет жить или умрет.
Для Коэнов в этом фильме самопознание человека является иллюзией.
Тема также выражена через персонажа шерифа Белла (Томми Ли Джонс), заворожённого и беспомощного перед вселенной, которую он не может понять, а тем более контролировать. Коэны организуют фильм как противостояние между добром и злом, используя нео-вестерн как способ усилить этот традиционный сюжет.
Но затем они подрывают типичный для этого жанра триумф добра в третьем акте. Зло не только побеждает добро, но и шериф Белл уходит из правоохранительных органов, чувствуя, что его действия уже не могут изменить ситуацию.
Окончательное выражение темы происходит в конце фильма, когда Чигур попадает в аварию на машине. То, что легко могло бы стать моментом драматической иронии или справедливости, остаётся нерешенным.
Зрители могут понять это как момент, где злодей, получает по заслугам, но на самом деле, случайный характер ситуации, а также тот факт, что ни один из главных героев даже не знает, что это происходит - наводит на мысль о том, что нравственная дуга вселенной не склоняется к справедливости, как бы мы этого ни хотели.
ТЕМЫ "СТАРИКАМ ТУТ НЕ МЕСТО":
- Чем больше мы пытаемся понять природу вселенной, тем меньше вероятность того, что мы её поймем.
- Нравственная дуга вселенной не склоняется к справедливости, как бы мы этого ни хотели.
Выживание
В эту категорию входят подтемы, дающие общие сюжеты:
- Человек против природы
- Человек против человека
- Человек против себя
- Проявление/поиск силы
- Сопротивление обстоятельствам
- Столкновение с болезнью/смертью/опасностью
- Преодоление невозможного
Выживание - это предмет, который хорошо подходит для фильмов, потому что он имеет тенденцию к интенсивному конфликту между героем и другой силой (человеком, природой, машиной), а также человека с самим собой).
Классика, которая тронула многих зрителей этими темами, - "Побег из Шоушенка" (1994), написанная и поставленная Фрэнком Дарабонтом.
С одной стороны, "Побег из Шоушенка" выражает противоположную тему фильму "Старикам тут не место". В то время как оба фильма подразумевают, что люди переживают жестокие поступки необъяснимой вселенной, "Шоушенк" твердо верит в некоторую степень личной ответственности.
Независимо от того, насколько плоха ваша ситуация, то, как вы реагируете на неё, то что вы узнаете, что вы чувствуете, и как вы относитесь к другим людям - всегда зависит от вас. Именно в это верит ошибочно осужденный Энди Дюфрейн (Тим Роббинс), несмотря на жестокое обращение с ним в тюрьме Шоушенк на протяжении многих лет.
Пока Энди борется с внешними обстоятельствами, его друг Рэд (Морган Фримен) борется внутри. Рэду легче в тюрьме, чем Энди и он не верит, что он сможет жить нормальной жизнью, если его когда-нибудь выпустят на свободу.
Знаменитая строчка из фильма: "Живи или угасай" может быть слегка откорректирована, чтобы передать другую тему: "Если вы не наслаждаетесь жизнью, несмотря на обстоятельства, то на самом деле вы мертвы". В конце концов, Рэд постигает вкус к жизни, что приводит к одному из самых известных концовок в истории кино.
ТЕМЫ ИЗ ФИЛЬМА "ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА"
- Независимо от того, насколько плоха ваша ситуация, то, как вы реагируете на неё, что вы узнаете, что вы чувствуете и как вы относитесь к другим - зависит от вас.
- Если вы не наслаждаетесь жизнью, несмотря на обстоятельства, то на самом деле вы мертвы
Добродетель и ценности
В эту категорию входят подтемы работающие на общую тему:
- Мужество и героизм
- Честь и преданность
- Лицемерие
- Столкновение со страхом/поиск храбрости
- Жадность как порок
- Гордыня как порок
- Случайное обогащение
Темы добродетели и ценностей, как правило, драматизируются в фильмах для детей, особенно в фантастических приключениях, таких как анимационная классика Хаяо Миядзаки "Унесённые призраками" (2001). Фильм рассказывает о приключениях молодой девушки Читиро, которая попадает в потусторонний мир духов, где жадность её родителей превращает их в свиней. В первых сценах Чихиро - непривлекательная, прилипчивая и плаксивая, лишённая духа приключений.
Преисполненная решимости спасти своих родителей, Читиро осторожно начинает сталкиваться со своими страхами, становясь всё смелее и смелее, преодолевая одну странную и пугающую ситуацию за другой. В конце концов, она заводит друзей в этом мире и решает рискнуть собой, чтобы спасти их. Даже трейлер фильма показывает её поиски с точки зрения добродетелей и ценностей.
В конце концов, Чихиро спасает своих родителей и возвращается в реальный мир мудрее, смелее и увереннее в себе.
ТЕМЫ ФИЛЬМА "УНЕСЁННЫЕ ПРИЗРАКАМИ"
- Прежде чем вы помогать другим, вы должны найти в себе мужество, чтобы победить свои страхи.
- Плодотворная жизнь и яркая жизнь требует быть готовым приключениям и оставаться в душе ребёнком.
Любовь
В эту категорию входят подтемы:
- Любовь против одиночества
- Любовь против социальных правил
- Поиск любви к себе
- Сожаления о потерянной любви
- Сила/прочность семьи/дружбы
- Жертва ради любви
Любовь - одна из самых распространенных тем в кино, а одна из самых известных любовных историй - "Касабланка" (1942). Неизменное влияние и популярность фильма, пожалуй, объясняется элегантным и мощным способом драматизировать темы любви.
Рик (Хэмфри Богарт), бывший борец за свободу, в своем ночном клубе в Касабланке ступил на путь цинизма, жалости к себе и алкоголизма. Источником его страданий является бывшая любовница Ильза (Ингрид Бергман), которая бросила его много лет назад и которая появляется в его клубе со своим мужем Ласло. Пара борется с немцами и нуждается в помощи Рика, чтобы сбежать к американцам, прежде чем их схватят.
В конце концов, Рик согласен помочь Ильзе и Ласло. Его жертва ради Ильзы происходит из высшей любви - делать то, что лучше для другого человека, даже если это не то, чего хочешь ты. Кульминационная сцена, в которой Рик выражает свою любовь через самоотверженность, является одной из самых известных и знаменитых в истории кино.
Тот факт, что Рик готов отказаться от Ильзы ради высшего дела, также свидетельствует о том, что он обрел любовь к себе, так как жалость к самому себе не позволили бы ему сделать такой выбор в начале фильме.
ТЕМЫ ФИЛЬМА "КАСАБЛАНКА"
- Истинная любовь означает делать то, что лучше для другого человека, даже если это больно для тебя.
- Вы должны сначала полюбить себя, прежде чем вы сможете полюбить другого.
Социальные темы
В эту категорию входят подтемы:
- Классовая борьба
- Власть и коррупция
- Борьба за справедливость
- Личность против общества
- Материализм/капитализм
- Прогресс - реальность или иллюзия
- Сопротивление
- Человечество против технологии
- Современность против традиций
- Хаос против порядка
- Зло предрассудков
- Поиск власти
- Социальная мобильность
Социальные темы лежат в основе фильмов разных жанров, включая драму, комедию, научную фантастику, вестерн, войну и биографические фильмы. Вышеуказанные социальные проблемы настолько распространены в кино, что классический Голливуд даже придумал поджанр под названием "Фильмы о социальных проблемах" (Social Problem Films). К известным фильмам о социальных проблемах относятся "Потерянный уик-энд" (1945), "Джентльменское соглашение" (1947), "В порту" (1954) и "Угадай, кто придёт к обеду" (1967).
Более современным фильмом о расизме, посвященным социальным проблемам, является фильм Спайк Ли "Делай как надо!" (1989 г.), который был признан шедевром после своего выхода и вывел Ли в первые ряды американских кинематографистов. "Делай как надо!" рассказывает о жарком летнем дне в Бруклине, во время которого расовая напряженность достигает своего апогея.
Do the Right Thing - это мощное обвинение в системном расизме в обществе, организованном вокруг расовой иерархии. Белые люди наверху - в политике и в полиции, которая выделяет чернокожих людей как угрозу обществу.
Но Ли также призывает к личной ответственности, нарекая каждого из нас лучше относиться друг к другу с добротой и сочувствием. Темы в фильме остаются актуальными как никогда.
ТЕМЫ В "ДЕЛАЙ КАК НАДО!"
- Победа над расизмом требует как социальных, так и личных изменений.
- Сочувствие и терпимость являются ключом к сосуществованию в многообразном обществе.
Добро против зла
В эту категорию входят подтемы:
- Разрушительный характер преступности и насилия
- Ужасы войны
- Искушение грехом
- Уродство мести
- Сопротивление угнетению
Как и в большинстве криминальных фильмов, "Славные парни" Мартина Скорсезе (1990) драматизирует как взлет, так и падение группы преступников. Генри Хилл (Рэй Лиотта) - бедный ребёнок, который в восторге от того, что вместе с итальянской мафией найдёт путь к лёгкой власти и деньгам. Это весело некоторое время. Но, в конце концов, опора мафии на преступления и насилие приводит к её упадку.
Скорсезе передает их подъём - хорошие времена власти, удовольствия и богатства - пышными красками, теплым освещением, ностальгической музыкой, создавая ощущение величия.
Во второй половине фильма героям приходится смириться с преступностью и насилием, поскольку они поддаются междоусобицам, наркомании, финансовым проблемам, тюремному заключению и смерти. Сравните раннюю сцену в клубе с более поздней, когда Генри и Карен осознают, что жизнь в том виде, в каком они её знают, подходит к концу. Скорсезе передает тему визуально, используя уродливую мизансцену, плоское освещение и неловкое обрамление, чтобы отразить ничтожность их ценностей.
По иронии судьбы, в "Славных парнях" очень мало хорошего. То хорошее, что существует, представлено людьми из рабочего класса, к которым у Генри и его друзей нет ничего, кроме презрения.
Для Скорсезе самое худшее в этих гангстерах - это то, что они никогда не узнают, почему скромная жизнь рабочего класса более благородна, чем их собственная. Осознание этого, по крайней мере, могло бы поставить их на путь к какому-то искуплению.
ТЕМА В ФИЛЬМЕ "СЛАВНЫЕ ПАРНИ"
- Человек может достичь власти и удовольствия через преступление и насилие; но причинение вреда другим людям ради личной выгоды будет иметь губительные последствия для его психики и души.
Самопознание
В эту категорию входят подтемы:
- Достижение определённого возраста
- Наивность против мудрости
- Поиск прав и возможностей
- Начиная с нуля
- Умение жить с ошибками/виной
- Стоимость того, чтобы не принять свою истинную сущность.
- Разочарование/потеря совести
- Опасность незнания
- Поиск самосознания
- Желание сбежать
Одной из самых распространенных тем в кино является самопознание. Эта тема наиболее ярко проявляется в историях о взрослении, таких как классическая подростковая комедия Эми Хеккерлинг "Бестолковые" (1995), основанная на романе Джейн Остин "Эмма".
В "Бестолковых", Шер - принцесса-тинейджер из Беверли-Хиллз (Алисия Сильверстоун) в основном добродушна, но её богатство и привилегии, а также одержимость одеждой и популярностью способствовали её мелочности и невежеству, не позволив ей стать всесторонне развитой личностью.
Шер пытается найти любовь к своим друзьям и учителям, но в тоже время давит на их слабые места, основываясь на неглубоких соображениях, например, к какой социальному классу они принадлежат.
Так как Шер не тратит время на то, чтобы по-настоящему сблизиться с людьми, в итоге она чувствует себя одинокой. Как только она начинает принимать людей такими, какие они есть на самом деле - и признавать, что никто не совершенен - она способна развить более глубокое понимание себя.
В каждом из фильмов, которые мы анализировали, арка персонажа - его способность найти какую-то степень просветления и счастья - зависит от своего самопознания, будь то Шер, Рик в Касабланке, Рэд и Энди в "Шоушенке" или Чихиро в "Унесённых призраками".
И наоборот, персонажи, которые не открывают для себя самопознания, такие как Генри Хилл и его товарищи-гангстеры в "Славных парнях" обречены на ничтожную жизнь.
ТЕМЫ В "БЕСТОЛКОВЫХ"
- Вы не сможете узнать, кто вы на самом деле, пока не научитесь принимать людей такими, какие они есть.
- Чтобы по-настоящему повзрослеть, вы должны принять свои недостатки и неудачи и научиться преодолевать их.
Перевод: Сергей Литвинов
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook