Наконец, в то же время, что и отстраиваются каменные храмы в Звенигороде, в Троицком монастыре преемник Сергия Радонежского Никон ставит каменный Троицкий собор.
В всех источниках говорится, что строил собор преподобный Никон Радонежский, но совершенно очевидно, что не сам же он камни тесал или оплачивал работу каменотесов. Сайт Троице-Сергиевой Лавры скромно упоминает:
"Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители."
Типология очевидна, да и логика тоже: Савва Сторожевский был близок к Сергию, Юрий Звенигородский принадлежал к московскому княжескому дому. И расписывал Троицкий собор все тот же Андрей Рублев: именно оттуда родом самая знаменитая икона его кисти - Троица.
Почему же имя Юрий Звенигородского не упоминается в документах? Об этом и будет мой дальнейший рассказ.
Предыдущие статьи по теме: "Умное делание как основа государственной идеологии", "Небесный Звенигород", "Зачем маленькому городу два собора", "Собор, который сразу строили для росписи фресками", "Какая концепция заложена в росписи Рождественского собора?", "Звенигородский чин. Часть 1", "Звенигородский чин, часть 2"
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском