В эпоху Серебряного века характеры его героев раскрывались ярко,звонко и непосредственно. Поводом для радости и счастья могла послушать удачно подобранная рифма или вкусный обед в ресторанчике с приятелями. А для вызова на дуэль достаточно было косо брошенного взгляда или некорректной фразы, написанной или сказанной.
Удивительное время. Время, когда #честь была превыше всего. Денег, власти, даже самой жизни. Жил в те достопочтенные годы добрейшей души человек (толстяки вообще очень редко бывают врединами) поэт и мистик Максимилиан Волошин.
Не умеющий стрелять и даже внешне не похожий на воина, Волошин, тем не менее, за один только 1909 год дважды порывался участвовать в смертельных поединках.
Дуэль №1 (к счастью, несостоявшаяся)
Одна дама по имени Александра была доброй подругой матери Волошина, а к самому поэту испытывала чувства, даже большие, чем #дружба . Однако, #мечты окольцевать бородатого Макса остались мечтами, и Александра (фамилия Орлова – по первому мужу) выходит замуж повторно за некоего Константина Лукьянчикова, который на правах супруга начинает контролировать свою благоверную.
А супруга получает и получает шаловливые письма от добряка-весельчака Максимилиана и его матушки. Рассерженный муженек отвечает достаточно строго, но в целом корректно, требуя не присылать его супруге фривольных писем на пикантные темы, поскольку та является добропорядочной замужней дамой.
Взлохмаченный поэт, получив мужнину депешу сам, а также узнав, что подобный опус доставлен и его маменьке, резко возмутился и закипел.
«Как же так, мы так славно с Сашенькой флиртовали, (а быть может и более того – авт.), и мне не дают даже в письмах ее ущипнуть за филейную часть?! Непорядок!»
И взбешенный таким неуважением Макс начинает действовать. Дуэль, только #дуэль ! Поэт приглашает в #секунданты двух самых близких на тот момент людей – графа Алексея Толстого и поэта Николая Гумилева, которым дает поручение обуздать неуважительного мужа Костю, а если не удастся – решить вопрос с поединком.
Но тут, прослышавшая о конфликте замужняя дама Александра поторопилась погасить разгорающийся костер, встав на сторону мужа, и сделав дуэль бессмысленной. Ведь Максимилиан выстраивал концепцию унижения жены мужем и лишения ее тем законных прав (как он думал – авт.) на флирт с другим мужчиной.
Плавно включив задний ход, Волошин съехал с колеи проведения дуэли. Но успел получить несколько уроков от искушенного в амурных и дуэльных делах Гумилева на предмет того, как красиво вызывать на #поединок , а именно хлестко и неожиданно давать обидчику пощечину.
Уроки Макс усвоил хорошо и применил их осенью того же года к своему несостоявшемуся секунданту Николаю Степановичу.
Дуэль №2 (состоявшаяся, но не причинившая вреда участникам)
Опять здесь была замешана женщина. На сей раз #поэтесса Елизавета Дмитриева. Несколько слов о ней. После рождения Лиза сильно болела, что отразилось в ее весьма заметной хромоте. Однако это не помещало ей получить блестящее образование, овладеть несколькими иностранными языками и начать писать интересные #стихи .
Где стихи, там знакомства. На одном из вечеров (может быть, на «Башне» у Соловьева, может, в другом поэтическом салоне) она знакомится с Волошиным, который становится ей другом и соратником по придуманной им #мистификации .
Поскольку модный журнал тех лет «Аполлон» в лице главного редактора Сергея Маковского отказал Лиле (Лизу так называли друзья и домашние) в публикации, то парочка литературных авантюристов решила прибегнуть к мистификации. Они разработали «легенду» об умопомрачительной испанке с русскими корнями Черубине де Габриак, истовой католичке, которая готовится уйти в #монастырь , но перед отрешением от мирской суеты планирует посетить родные для своей матушки места.
Стихи, отправленные в «Аполлон» от имени Черубины «зашли на ура», а Маковский запросил все, что написала Черубина, для публикации в больших подборках.
Литературный мир Петербурга сошел с ума. Прежде всего, конечно, мужчины. Сам Маковский, Алексей Толстой, Гумилев и многие другие творческие джентльмены того времени «охотились» за Черубиной, надеясь ее узнать, очаровать и добиться благосклонности таинственной красавицы.
А в это время Лиля с Максом сидели у него в Коктебеле и в четыре руки раскручивали свой чудо-проект. В базовой версии, Лиля писала стихи, а Макс создавал антураж статьями и рецензиями. Хотя, можно вполне допускать, что и стихи за Черубину (во всяком случае, некоторые, писал Волошин)
Параллельно с раскручиванием Черубины и дружбой с Волошиным, Лиля успевала еще пофлиртовать с Гумилевым, который, как известно, ни одной юбки не пропускал. Со слов Дмитриевой, «неистовый конкистадор» даже настойчиво звал ее замуж. Одним словом, роман был, и по его завершении развернулась основное действо, приведшее к дуэли.
По одной из версий дело было так. В одной компании, где были и Гумилев, уже завершивший свой роман с Дмитриевой, и Волошин, обожающий ее и как друга, и как женщину, кто-то сказал, что раскрытая Черубина пусть и не испанка-католичка, но пишет классные стихи. В ответ Гумилев заметил:
«Перестаньте… Я довольно хорошо знаю эту особу: как женщина - в определенные моменты бытия - она обладает куда большими способностями, чем как поэтесса...»
Разъяренный Волошин отвесил Николаю Степановичу такую мощную оплеуху, что тот едва устоял на ногах. Дуэль была неизбежна. Она и состоялась, правда, став предметом веселых шуток и острот литераторов.
Дело было в том, что дуэлянты договорились встретиться на Черной речке, в месте, где стрелялся Пушкин. Конец ноября, снег по колено, сырость. И автомобиль импозантного Гумилева, и экипаж взлохмаченного Волошина застряли в снегу. До места поединка пришлось идти по рыхлому снегу.
Макс потерял одну калошу и отказывался стреляться без нее. Все, включая Гумилева, долго искали пропажу. Наконец нашли и встали у барьера. Гумилев скинул шубу на снег, оставшись во фраке и цилиндре.
"Стреляйтесь", скомандовал граф Толстой. Но соперники, выбрав пистолеты пушкинской поры, не учли, что в сырую погоду те очень капризны. Во всяком случае, по два выстрела дуэлянты сделали. Гумилев оба раза (возможно, специально) промахнулся, у Волошина две осечки. Ничья. Равносильная победе для поэзии Серебряного века. Ведь оба остались живы.
У Гумилева появилось 12 ярких лет для творчества, военных подвигов и путешествий. Могло быть и больше. Только, к сожалению, у комиссаров, расстрелявших поэта в августе 1921 года, осечек не бывает.
Волошин пожил до 1932 года, когда умер у себя в Коктебеле.
А дуэль,.. что дуэль… От нее остались только воспоминания, штраф по 10 рублей каждому, да забавное прозвище Макса Волошина, которого острослов Саша Черный стал величать «Ваксом Калошиным».
И над этим еще долго хохотал весь блистательный Санкт-Петербург.