6,4K подписчиков

Емеля против царя Гороха: "По щучьему веленью" в советском кино

402 прочитали
Русская народная сказка про щуку, исполняющую любое желание, довольно отличается от привычных похождений Емели, знакомых с советских времен по мультфильмах и кукольным спектаклям.

Русские народные сказки про щуку, исполнявшую любое желание, значительно отличается от привычных похождений Емели, знакомых по советским мультфильмам и кукольным спектаклям.

Но об этих непривычных первоосновах можно прочитать в другой моей статье (см. ссылку в конце публикации).

А здесь вы узнаете, какие же изменения сказка претерпела в советское время. Отныне, а точнее с 1930-х годов, Емеля уже не дурак и не лентяй. Теперь он парень работящий. Царь же изображается самодуром, чаще неприятным внешне. Третьего не дано, но есть детали. На них остановимся подробнее.

Мультфильм "Сказка про Емелю" (1938) / Youtube

Самая необычная и малоизвестная версия, выделяющаяся в том числе своей брутальностью. Здесь обошлись без царевны и какой-либо любовной линии. Только борьба с царизмом, только хардкор!

Русская народная сказка про щуку, исполняющую любое желание, довольно отличается от привычных похождений Емели, знакомых с советских времен по мультфильмах и кукольным спектаклям.-2

Царь-батюшка изображён крайне гадостным персонажем и всего с одним зубом для пущей неприязни. Когда он приказывает наказать Емелю за неуважение к своей особе, тот подымает метель, которая сдувает государя прочь со всей его охраной. Остается лишь корона и ту Емеля пинает, и она падает на дно водоёма.

Русская народная сказка про щуку, исполняющую любое желание, довольно отличается от привычных похождений Емели, знакомых с советских времен по мультфильмах и кукольным спектаклям.-3

Кстати, этот рисованный мультик графически сделан под сильным влиянием ранних, еще черно-белых, творений Уолта Диснея, что и в целом характерно для советской мультипликации 1930-первой половины 1940-х годов. Позже наши художники-постановщики ориентировались тоже на Диснея, но на образцы в стиле его цветных полнометражек вроде "Бэмби".

Кинофильм "По щучьему велению" (1938) / Youtube

В том же году Александр Роу, ставший в последствии самым знаменитым киносказочником отечественного кинематографа, дебютировал в жанре, выбрав для этого именно эту сказку. И данная киноверсия продолжительностью всего в 50 минут до сих пор остаётся единственной!

Русская народная сказка про щуку, исполняющую любое желание, довольно отличается от привычных похождений Емели, знакомых с советских времен по мультфильмах и кукольным спектаклям.-4

За основу режиссёр взял одноимённую пьесу Елизаветы Тараховской. Это произведение, благодаря спектаклю Театра кукол Сергея Образцова (премьера состоялась в 1936 году), стало впоследствии вероятно самым известным переложением Емелиных приключений на новый лад. Именно здесь появляется Царевна-Несмеяна, которую Емеля насмешил и увёз из родного дворца жить и работать в лесу. А ещё тут используется вариант заклинания "По моему прошению" (а не "велению), взятый из пересказа Афанасьева.

Русская народная сказка про щуку, исполняющую любое желание, довольно отличается от привычных похождений Емели, знакомых с советских времен по мультфильмах и кукольным спектаклям.-5

А что же царь? Ну супостат он и есть супостат! Начать с того, что по его прихоти Емеля с матерью лишились единственной лошади. И если бы не постоянно хныкающая и ревущая дочь, из-за которой государь совсем зачах, сил и времени на эксплуатацию подданных у него было б куда больше. Играет того незаменимый в сказках Александра Роу актёр Георгий Милляр, изображая "царикашку" комичным старикашкой. Но по крайней мере неудачная попытка догнать и вернуть Несмеяну после бегства её с Емелей на печке ничем лично для царя-батюшки плохим не обернулась. А если судить по театральным постановкам пьесы, в ней предусматривался более жёсткий вариант. Но об этом позже.

Мультфильм "В некотором царстве" (1957) / Youtube

Один из корифеев советской рисованной мультипликации Иванов-Вано 20 лет спустя предложил собственную, получасовую версию сказки по сценарию Николая Эрдмана. В итоге она получила главный приз на кинофестивале в Карловых Варах в 1958 году, а в 1970 режиссёра удостоили за неё (в том числе) Государственной премии РСФСР. Из анимационных фильмов про Емелю это пожалуй самый известный.

Русская народная сказка про щуку, исполняющую любое желание, довольно отличается от привычных похождений Емели, знакомых с советских времен по мультфильмах и кукольным спектаклям.-6

Здесь Марья-царевна попусту не рыдает, а готовится выйти замуж за заграничного принца. Но тут вмешивается Емеля и "по своему хотению" желает, чтобы та полюбила его. Вскоре принц идёт на царя войной, но Емеля и тут не отсиживается в сторонке, а спасает государство, после чего, целуясь с царевной на печке, уезжает вдаль. Народ, приветствуя спасителя-победителя, бросает чепчики и шапки в воздух. А покинутый всеми царь, лишившись короны, решает купить картуз и уехать за границу. "Оригинальная трактовка!"

Музыкальная сказка "По щучьему велению" (1973)

Пластинка "По щучьему веленью" (Мелодия, Д 00034125-6)
Пластинка "По щучьему веленью" (Мелодия, Д 00034125-6)

Нельзя обойти стороной и этот вариант - пусть совсем даже не визуальный, но он тоже достоин отдельного внимания. В 1973 году фирма "Мелодия" записала на пластинку много раз затем переиздававшуюся музыкальную сказку "По щучьему велению" на стихи Романа Сефа. Это практически первая работа композитора Максима Дунаевского в жанре мюзикла, при том с элементами рок-музыки. Жаль, что никто не последовал примеру "Бременских музыкантов" и не перенес её на экран, не дав шанс приобрести всесоюзную популярность. Мне же она нравится с раннего детства. Роли же и партии сказочных героев исполняют такие звёзды советского театра и кино, как Сергей Никоненко, Ролан Быков, Клара Румянова, Роман Филиппов и Всеволод Шиловский. Также задействован ВИА "Коробейники". Аудиоссылку, которую можно было б сюда вставить, пока не нашёл.

"По щучьему велению" (1984) / Youtube

Русская народная сказка про щуку, исполняющую любое желание, довольно отличается от привычных похождений Емели, знакомых с советских времен по мультфильмах и кукольным спектаклям.-8

В 1984 году Свердловская киностудия - ведущая региональная и третья по вкладу в российскую мультипликацию времен СССР (после "Союзмультфильма" и "Экрана") - предложила последнюю на данный момент экранизацию по мотивам этой народной сказки. На сей раз со стихами известного поэта Александра Тимофеевского. Использована бюджетная техника перекладок, но получилось вполне забавно и, главное, музыкально. Настоящий мини-мюзикл и местами с рок-аранжировками. Звучит музыка и песни Григория Гладкова (в начале и конце он даже сам и поёт в своём любимом стиле кантри). Отмечу хит в исполнении царя "Солнце всходит и заходит по веленью моему".

Основные отличия от прежних версий в том, что Емеля получает от щуки волшебное кольцо; знакомится с красавицей-царевной в лесу, где она заблудилась; немалую роль играет говорящий скворчёнок ("Емелюшка-дурачок!"), а в конце Емеля, уехав с царевной в лес, желает отныне всю работу делать сам и возвращает щукин подарок. А царь как обычно - вздорный тип.

Кукольные постановки / Youtube

И напоследок о кукольных постановках. Уже более 80 лет не сходит со сцен театров пьеса Елизаветы Тараховской, в первую очередь спектакль Сергея Образцова. В 1984 году вышла телеверсия с вступительным и заключительным словом легендарного режиссёра. И как раз по ней можно судить о первоначальным "букве и духу" оригинала, который был написан в середине 1930-х. Когда царь пытается остановить уезжающую из дворца печь с царевной, Емеля приказывает державному посоху наломать Государю бока, что тот и выполняет. Такие вот дела...

Русская народная сказка про щуку, исполняющую любое желание, довольно отличается от привычных похождений Емели, знакомых с советских времен по мультфильмах и кукольным спектаклям.-9

А вам какой из вариантов сказки про Емелю больше нравится?

(c) Albert Magnus специально для kin0guru

По щучьему веленью: старинные версии

Кощей Бессмертный в советских киносказках ч.1

Кощей Бессмертный в советских киносказках ч.2