ЗИС-127 (ЗИЛ-127) - первый советский междугородний автобус производства завода имени Сталина (26 июня 1956 года вместе с заводом был переименован в ЗИЛ-127). Выпускался в 1955-1961 годах. Общее количество произведенных автобусов 851 ед. Статистика производства по годам: 1955 - 30 ед, 1956 - 201 ед., 1957 - 189 ед., 1958 и 1959 - по 200 ед., 1960 - 30 ед., 1961 - 1 ед.
После войны в СССР остро встал вопрос об организации междугороднего автобусного сообщения. Восстановление народного хозяйства и, как следствие, оживление подвижности населения привели к росту пассажиропотока. Для качественного скачка в решении этой проблемы необходимо было предложить скоростные автомобильные трассы и создать междугородные автобусы.
Дизайн автобуса ЗИС (ЗИЛ) - 127 отличался эффектностью благодаря гофрированным алюминиевым бортам и обилию хромированных деталей в стиле популярных американских дальнемагистральных автобусов (тогда своего рода модой среди советских и европейских производителей автобусов было ориентироваться на американский стиль).
Компоновка - заднемоторная, двигатель расположен в заднем свесе поперечно, привод на задний мост через 4-ступенчатую коробку передач с угловым редуктором и короткий карданный вал. Кузов автобуса - несущий, стальной, вагонного типа с одной поворотной дверью для пассажиров в переднем свесе.
Пассажировместимость - 32 сидячих места. Двигатель - ЯАЗ-М206Д, дизельный 2-тактный рядн., 6-цил., 108х127 мм, 6,97 л, степень сжатия 17, мощность 132,4 кВт (180 л.с.) при 2000 об/мин, карутящий момент 705,9 Н-м (72 кгс-м) при 1200 - 1400 об/мин. Трансмиссия - КП механическая, трехходовая с четырьмя передачами вперед и одной назад.
Модификация:
- ЗИЛ-129 - городская модификация, созданная в 1958-59 гг. По сравнению с ЗИЛ-127 имела упрощенную конструкцию: вместо дизельного мотора - бензиновый V8 ЗИЛ-375, распашные двери заменили 4-створчатыми с пневмоприводом открывания, в салоне установили простые "скамейки".
- ТурбоНАМИ-053 - экспериментальная машина с газотурбинным двигателем мощностью 350 л.с.