ZOMO крах польского ОМОНа при распаде Варшавского договора

269 прочитали
Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь.

Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь. Это было начало конца Польской Народной Республики( PRL), а также приговор для тысяч сотрудников МВД, выполнявших преступные приказы.

Специальная бригада МВД Польши "ZOMO" - аналог ОМОНа ,17 бывших сотрудников МВД получило от 2,5 до 15 лет тюрьмы, двое обвиняемых не дожили до приговора. Некоторым было так стыдно перед поляками, что просили через адвокатов не публиковать их фамилий. Суд не послушался и сделал процесс открытым, вся Польша могла смотреть на своих "героев".

ZOMO ликвидировали сразу после первых свободных выборов. Сегодня вспоминая эту структуру коммунистического МВД поляки плюются, называют ее позорным символом репрессий.

В 70-х Польша уже активно "бродила", в стране множились забастовки и тайные сообщества антикоммунистов, страну наводили агенты КГБ, а партийные функционеры уже открыто ждал дня, когда массовый протест можно будет подавить силой.

Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь.-2

Проба сил состоялась в Быдгоще. Мартовские события 1981-го – избиение профсоюзной делегации на сессии горсовета – спровоцировали всепольскую забастовку, крупнейшую в мировой истории. Умеренные лидеры «Солидарности» с трудом предотвратили всеобщую стачку.
Экономика трещала. Летом по стране прошли «голодные марши». Осенью съезд «Солидарности» выдвинул программу постепенного перехода к общественному самоуправлению. Предполагалось повсеместно формировать рабочие органы низовой власти, которые брали бы на себя организацию жизнеобеспечения.

13 декабря на экранах польского телевидения появился генерал Ярузельский. Он объявил о введении военного положения и зачитал воззвание Военного совета национального спасения:

«Наша родина оказалась над пропастью. Превращаются в руины достижения поколений, возведённый из пепла дом. Государственные структуры перестают действовать. Угасающей экономике каждый день наносятся всё новые удары. Растут миллионные капиталы акул экономического подполья… Я обращаюсь к вам, польские рабочие. Откажитесь пока от своего права на забастовку… Я обращаюсь к вам, солдаты и офицеры Войска Польского. От вас сейчас зависит судьба страны… Я обращаюсь к вам, работники Гражданской милиции и Службы безопасности. Защитите государство от врага, а трудящихся от бесправия и насилия» .

Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь.-3

В бастующие города были направлены армия и милицейский спецназ ZOMO (Zmotoryzowane Odwody Milicji Obywatelskiej — «Моторизованная поддержка гражданской милиции»).

В Гдыне армия расстреляла из пулеметов толпу рабочих, приехавших на утреннем поезде и направлявшихся на верфь. Были убиты 13 человек. Участники стихийной демонстрации с флагами ПНР, испачканными кровью, пронесли по городу тело одного из них на снятой с петель двери. Имя этого парня страна тогда не узнала. Его, как и остальных убитых, тайно захоронили ночью, с родственников были взяты подписки о неразглашении.

3 тысячи лидеров и активистов «Солидарности» повязали в первые же дни. «Лех жив!» – кричали на улицах. Валенса действительно не погиб. Но и он, и почти вся Всепольская комиссия попали за проволоку. Всего через «центры интернирования» – так официально именовались вороньи концлагеря – прошли почти 10 тысяч человек.

Чтобы заставить рабочих прекратить протест, была объявлена трудовая мобилизация, на заводы направленны военные комиссары и за срыв работы назначалось наказание по законам военного времени.

Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь.-4

Гданьск, Щецин, Варшава, Катовице, Люблин, Краков, Вроцлав охватили подлинные уличные бои. Бронемашины ЗОМО и армейские танки штурмовали заводы и шахты. Самое ожесточённое сопротивление оказали Гданьская и Щецинская судоверфи, металлургические комбинаты Катовице, силезские шахты, велосипедный завод в Быдгоще, вроцлавский Политехнический университет (кровь хлестала прямо на парты в студенческих аудиториях). Апогей протестов с сотнями тысяч демонстрантов пришёлся на 17 декабря.

Оружие было применено и в других городах. Всего в ходе беспорядков погибли, по разным данным, от 39 до 44 человек, получили ранения более 1 тыс. участников конфликта с обеих сторон.

Самое кровавое столкновение произошло днём раньше на шахте «Вуек» . Удалось перехватить радиопереговоры ЗОМО – никто не стремился связываться: «Да у  меня бензина нет… А может, кто другой поедет?» Горняки отбили атаку карателей, контратаковали, взяли в плен двух офицеров и рядового. К тому времени у них уже были погибшие. Рядового вытолкнули перед трупами и угрюмо молчащей толпой. С парнем началась истерика. Всего на шахте «Вуек» погибли девять человек.

Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь.-5

Дольше всех сопротивлялась шахта «Пяст» , ушедшая в подземную забастовку. Её подавили к самому Новому году – она стала самой длинной в истории угледобывающей промышленности.

Насильственного сопротивления лидеры подполья не практиковали. «Были горячие головы, но мы их быстро образумили» , – рассказывал Буяк. Нередко он отменял уже запланированные акции, если узнавал, что ЗОМО тренируют по десантной методике – без сна, до озверения. Это гарантировало убийства, и под такой замес он людей не пускал.

Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь.-6

В Польше нарастала ненависть к режиму: два школьника в трамвае потребовали от военного сдать оружие, когда тот отказался, они попытались отобрать его, в свалке борьбы сержант нажал на курок,но ствол был повернут соперником в его же сторону.
Через две недели школьников поймали и приговорили к 25 и 13 годам заключения, изобразив из них целую подпольную сеть убийц.

Режим Ярузельского потерял в войне с Польшей одного человека – Здзислава Кароса. Потери польского народа были значительно тяжелее. С 1981-го по 1989-й погибли 115 человек. В 88 случаях причастность силовых структур ПНР установлена документально. Номенклатура жестоко мстила за пережитый страх.

На 5 лет наступило затишье, однако ЗОМО патрулировали города, произвольно вытаскивали к себе всех подозрительных, устраивая пытки, за что получили прозвище "гестапо".
К 1988 году страна снова начала забастовочную волну.

Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь.-7


31 августа 1987 года по всей Польше прокатились демонстрации и драки с ЗОМО. Да ещё в масштабах, не виданных за пять лет. 25 октября Валенса вернулся на пост председателя «Солидарности». Все давно знали, что Лех ничего не делает зря. Значит, сигнал готовности.
Однако новая волна насилия забуксовала!
Более того, генералы-палачи пожелали встречи с Валенсой для обсуждения условий прекращения забастовок.

Этот камень породил лавину: поляки на обоих сторонах говорил о том, что надо сохранить страну, избежать крови и в итоге, генералитет пошел по пути преобразований Польши в страну, где пойдут демократические преобразования.
Такой гешефт с властью Валенсе не простили до конца дней, но это помогло избежать еще большей крови.

Британскому историку и политологу Тимоти Гартону-Эшу принадлежит знаменитая фраза о процессе смены власти в бывших соцстранах: «В Польше это заняло десять лет, в Венгрии — десять месяцев, в Восточной Германии — десять недель, в Чехословакии — десять дней, в Румынии — десять часов».
Польша свободна уже 30 лет, а поляки все еще плюются, вспоминая тех, кто бил, пытал и убивал людей. 10 тысяч человек по всей стране было репрессировано, около 40 человек потеряли жизнь.-8

Первый закон о люстрации был принят уже в 1992 году, но Конституционный суд признал его противоречащим основному закону, и он был отменен.
В 1996 году был принят новый закон. По нему все, кто хочет поступить на госслужбу или принять участие в выборах, должны были заполнять люстрационную декларацию, ответив на вопрос о сотрудничестве со спецслужбами ПНР в период с 22 июля 1944 года по 10 мая 1990 года. Люстрационная декларация могла быть проверена. Признавшиеся в сотрудничестве получали прощение и должность (или возможность принять участие в выборах). Пытавшиеся скрыть факт сотрудничества не получали работы, а сведения об их прошлом предавались огласке.

В 1990 году ЗОМО был ликвидирован, командование получили тюремные сроки, некоторые эмигрировали страны в СССР или ГДР.

В современной Польше бывшие функционеры коммунистических ячеек поражены в правах и пенсионных выплатах.
В СМИ появлялась даже информация о самоубийствах пенсионеров коммунистических МВД и органов безопасности, которым обрезали пенсии. Были и те, кто сохранил пенсии и надбавки. Они, занимая должности в силовых ведомствах, сотрудничали с демократической оппозицией.

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Другие истории есть на нашем сайте

Аудиоистории на канале в Youtube

Купить сборник рассказов можно по ссылке