18 подписчиков

Народные кооперативы Швеции

Крупнейшая сеть кооперативной торговли Швеции
Крупнейшая сеть кооперативной торговли Швеции

Получившая широкое распространение в конце позапрошлого века кооперация в Швеции и сегодня остаётся мощной составляющей экономики в сфере финансов, энергетики, строительства, производства и торговли.

В крупнейшей сети магазинов потребительской кооперации COOP не только покупают продукты и всё необходимое для дома почти 3,5 миллиона шведов (считай, каждый третий). Столько же состоят их членами, получают свои скидки и дивиденды. Принимают участие в управлении магазинами, которых насчитывается более 800. А ещё всячески продвигают в жизнь кооперативные принципы, из которых главный – помощь окружающим в решении их проблем, что особо заметно проявляется сегодня в известном кризисе, который не обошёл и Швецию.

Вообще кооперативы, их союзы, или, как тут принято говорить, ассоциации, в стране очень популярны. Их тут множество видов и направлений. Но кооперативные магазины сети COOPпо позитивному к ним отношению, наверное, из первых.

Сеть начала складываться с 1899 года. Провозглашала своим принципом (уже тогда) качественную натуральную еду, которую можно купить в «хорошем магазине по хорошей цене». Старалась не отступать от этого принципа ни при каких условиях. Активно продвигала и осуществляла на деле кооперативные принципы: «мы работаем не для прибыли, а для того, чтобы наши члены могли обеспечивать себя и свои семьи продуктами на выгодных условиях, да ещё получать дивиденды в той или иной форме». И вот результат: солидная часть ретейла в стране – кооперативная. А магазины сети с фирменными цветами – зелёным и чёрным – и огромными буквами на фасаде COOP известны во всех регионах страны.

Крупнейшая сеть кооперативной торговли Швеции
Получившая широкое распространение в конце позапрошлого века кооперация в Швеции и сегодня остаётся мощной составляющей экономики в сфере финансов,...-2

Предпринимательская деятельность шведского кооператива строится на известных принципах движения. Они тут базовые и никогда не нарушаются, иначе можно лишиться права называть себя кооперативом. Прежде всего все члены имеют один голос и один пай. При этом распределение прибыли по итогам года осуществляется не пропорционально долям, так как они равные, а пропорционально участию в деятельности кооператива. В случае кооперативов, объединяющих производителей сельхозпродукции, распределение может быть привязано к объёму поставленного молока, мяса или зерна. Другими словами – поставил на переработку в перерабатывающий кооператив больше качественной продукции – получил соответствующую долю в полученной кооперативом прибыли.

В случае с Ассоциацией потребительских кооперативов COOP действует принцип: своими личными обязательствами и покупками члены кооператива создают фундамент для бизнеса. Вся полученная прибыль возвращается участникам или реинвестируется в бизнес.

Крупнейшая сеть кооперативной торговли Швеции
Получившая широкое распространение в конце позапрошлого века кооперация в Швеции и сегодня остаётся мощной составляющей экономики в сфере финансов,...-3

Магазины сети работают в трёх форматах, обозначаемых крупно на фасадах зданий.

Так называемые Check_circle Stora Coop – типичные гипермаркеты, где клиенты (независимо от членства) закупают продукты, товары для дома, семьи, ребёнка на неделю.

Магазины Сheck_circle Coop продвигают идею – всё для того, чтобы приготовить дома вкусную и полезную еду, начиная от свежайших овощей, мяса, молока до полуфабрикатов, специй, кухонной бытовой техники и изделий кулинарии и даже всевозможных рецептов приготовления вкусных и оригинальных блюд.

В магазинах Сheck_circle Coop.se есть всё тот же набор свежих недорогих продуктов и популярных товаров для дома и семьи (всё это по низким ценам) плюс своя особенность: здесь предлагают либо самому составить собственный продуктовый набор, оставить на него заявку и забрать уже расфасованным, просто оплатив на кассе, либо заказать один из пяти готовых продуктовых заказов, составленных в магазине на основе изучения спроса его клиентов и рейтинга тех или иных товаров в покупках. Разумеется, если не хочешь пользоваться этой услугой, закупай продукты, как тебе привычно.

Во время распространения эпидемии, когда правительство избрало не самую удачную тактику противостояния – делать вид, что ничего особенного не происходит, – магазины сети COOPпроявили высокую степень готовности применения мер санитарно-гигиенического характера: обработка антисептиками помещений, персонала, раздача перчаток и масок, обеспечение безопасного расстояния между покупателями. Усилена была интернет-составляющая в торговле, и всячески пропагандируются заказы, покупки через сеть с доставкой на дом, для чего в том числе организуются при магазинах волонтёрские бригады помощи престарелым членам кооператива и жителям района, а также сбор продуктов для тех, кто оказался особо незащищённым в этой новой реальности.

По материалам газеты «Российская кооперация»