"Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо.
Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность.
Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство.
Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро.
Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность."
Такое описание личности в 1948 году дал своим студентам психолог и преподаватель Бертрам Форер. Перед тем как дать его, он говорил, что это характеристика личности основанная на психологическом тесте, который проходили студенты. И этот тест он, естественно, составил собственноручно.
Но, тут таился подвох, это письмо было одинаково для всех. И...взято из гороскопа в газете.
Затем Бертрам просил каждого студента оценить, насколько эта точная характеристика подходит именно ему. По пятибалльной шкале в среднем вышло 4.26. Карл, 4.26, что рандомный текст из гороскопа подошел каждому лично.
Конечно, на оценку повлиял авторитет преподавателя, поэтому, впоследствии, эксперимент был проведет несколько сотен раз - результаты были аналогичны.
Данный эффект называется эффектом Барнума — люди крайне высоко оценивают точность описаний их личности т.к. думают, что его составляли непосредственно под них. Возникновение эффекта можно объяснить интересом каждого человека к своей личности и высокой оценки своей индивидуальности.
Да, тут нет ошибки, эффект назвали не в честь автора, а в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями.
Условия, необходимые для возникновения эффекта Барнума:
- Человек убежден, что описание делали лично для него;
- Расплывчатость характеристики делает её применимой практически к любому человеку, поэтому создается впечатление правдивости написанного.
- Цель верит в авторитетность автора.
- В характеристике преимущественно присутствуют позитивные качества (а мы их любим).
Подытожим простыми словами, все мы люди, охотно верим в свою индивидуальность и любим, когда находим этому подтверждение. И правильно, все мы разные, каждый человек неповторим, но в тоже время имеем схожие проблемы, любим похожие вещи.
Плюс человек склонен к изменениям и, в тот или иной период жизни, переживал эмоции из письма. В общем эксперимент довольно хитрый)
...
Больше о психологии и моей жизни с расстройствами в моем блоге осознанного пациента