"Бесприданница" Протазанова vs "Жестокий романс" Рязанова

23K прочитали

Первое, что я хочу сказать после просмотра этого фильма, - я очень хорошо понимаю тех, кто в наши дни возмущается новыми экранизациями известных произведений.

Не потому, что фильм "Бесприданница"  Якова Протазанова мне нравится больше "Жестокого романса" Рязанова. А потому, что мне-то (и, думаю, всему моему /плюс-минус/ поколению) фильм Рязанова близок. Но совершенно (в основном) не близки современные экранизации разного-всякого.

Лариса (Нина Алисова), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)
Лариса (Нина Алисова), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)

То есть, я нахожусь по отношению к новому кино в позиции тех, кто критиковал рязановскую версию. Ну а со своей точки зрения я считаю фильм Рязанова не только лучшим у самого Рязанова, но и одним из лучших в советском кино. Соответственно, я могу понять и новые поколения, для которых не близки наши старые любимые фильмы, им ближе иной киноязык.

Что ж... пройдет еще 40-60 лет, и следующие поколения предложат свои варианты... Главное ведь в том, что классика - она на то и классика, что жива в столетиях, и переосмысляется каждым новым поколением.

Поскольку сюжет "Бесприданницы" знают все, я не откажу себе в удовольствии спойлерить и сравнивать с пьесой и с "Жестоким романсом"

Если вы давно не читали пьесу Островского, то, скорее всего, вы удивитесь, узнав, что события пьесы начинаются с возвращения Паратова и с разговора о продаже "Ласточки". Потому что и у Протазанова, и у Рязанова история разворачивается с более ранних событий, о которых в пьесе только намекают в разговоре. Причем, намекают так, что о романе между Ларисой и Паратовым зритель узнает только во втором действии. И потому не чувствуется той трагедии, которая случилась с Ларисой.

Еще маленький, но важный момент: Рязанов де факто снимал не просто экранизацию, а ремейк протазановской "Бесприданницы". Представляете бешенство поклонников старого фильма, а? )) Эльдар Александрович писал: "сила воздействия Протазановской ленты оказалась такова, что заслонила первоисточник, как бы подменила его", но отмечал, что стилистика немого кино очень повредила картине. Да, винить актеров и режиссёров в том, что они "не доверяли"  звуку - нельзя. К звуку надо было привыкнуть всем.

По-моему, Рязанов и взялся за свою версию экранизации именно потому, что ему с детства "зудело" показать - как мог бы выглядеть фильм Протазанова в звуке, в цвете и - обязательно! - с Волгой и с "Ласточкой".

Итак, начало - оно задает экспозицию: венчается сестра Ларисы, а гости обсуждают и саму Ларису, и ее мать, и их образ жизни. Также даются краткие характеристики мужчинам, которые будут задействованы. Минусы - неприятное впечатление производят "кумушки". Все-таки, в пьесе их не было - и не случайно: мужчины сдержаннее в оценках семейства, они задают, скорее, положительное отношение, а кумушки сразу настраивают на негатив.

Паратов (Анатолий Кторов) и Карандышев (Владимир Балихин), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)
Паратов (Анатолий Кторов) и Карандышев (Владимир Балихин), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)

тот негатив - во всем. Купцы - карикатурны, сами кумушки - карикатурны, Харита Игнатьевна - вздорная бабенка, сутенёрша, прямо и недвусмысленно продающая дочь Кнурову. Карандышев откровенно уродлив. Вдобавок Вася, являющийся ровесником Ларисы, выглядит старше ее лет на 10 - он никакой не молодой и начинающий, а вполне зрелый хваткий мужчина. И образ Паратова далек от образа "блестящего барина". Когда в роли Паратова я увидел Михалкова, я нисколько не сомневался, что в такого парнягу девушки влюбляются просто так, с первого взгляда. И падают штабелями. А Паратов в исполнении Анатолия Кторова не впечатлил ни разу. Он не занимает собой пространство, он - один из многих. И создается ощущение, что Лариса не влюбилась в него, а просто запала на деньги.

Но суть-то трагедии именно в том, что она  любила, Паратов был ей мил любым, не просто так в финале она говорит о том, что готова разделить любую тяжкую ношу, бедность её не пугает.

Или вот эпизод с купеческим жестом, когда Паратов бросает шубу перед Ларисой. Насколько тоньше обыграл это Рязанов - что шуба для миллионера! У него таких вагон и маленькая тележка. А вот удаль молодецкая - это да, это впечатляет! И это уже не деньги, а сам Сергей Сергеич. Он красив, смел, силён, весел и удачлив. Вот что важно в нём для Ларисы - личность, а не деньги.

Лариса (Нина Алисова) и её мать, Харита Игнатьевна (Ольга Пыжова), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)
Лариса (Нина Алисова) и её мать, Харита Игнатьевна (Ольга Пыжова), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)

День рождения Ларисы. Откуда там столько баб, прошу прощения? С чего там кумушки? Никакой логике не поддается наличие таких гостей - Огудалова-старшая не просто так кормила-поила тучу народа: она создавала своего рода клуб, чтоб в этот клуб притягивались интересные мужчины. Кумушки-сплетницы же там совершенно ни к чему. Мельтешня Карандышева с подарком нечитаема - не зная, что Карандышев бегает за Ларисой, невозможно понять эпизод. Ну а сама Лариса натурально сама вешается на Паратова, прямо и откровенно объясняясь ему в любви. А тот - прямо и откровенно врет про "навсегда".

Это, ребята, финиш. Для тех времен такое поведение... это поведение дамочки слишком лёгкого поведения. И тогда её решение пойти за Карандышева тоже не выглядит трагедией - тем более, что телеграмму из имения Паратов получил, находясь дома у Огудаловых. То есть - Лариса знала, что он уезжает и знала - почему. Разве можно сравнить ситуацию с вариантом Рязанова - вот этот бег к поезду, это отчаяние, непонимание и неизвестность?

У Протазанова же Лариса, собрав чемоданчик, мчится на вокзал, желая уехать следом, а мать устраивает скандал прямо на вокзале, отхлестав дочь по щекам.

Сцена на пароходе (перед прибытием Паратова) ну... совсем уж ни о чем... Блестящий барин получается, и не хозяин своему пароходу, коль скоро не может решать - как плыть. И нет того триумфа с "Ласточкой", который сделал Рязанов. Да, там озорство и мальчишество, но ведь и это тоже привлекает в Паратове Ларису. Кстати, еще момент - в разговоре о продаже "Ласточке", чуть ранее, Сергей Сергеич говорит, что "Ласточка" - шибче самолёта бегает. У зрителя тут же возникает недоумение - самолет в 1878 году? Откуда?

На самом деле, "Самолет" - это название одного из пароходов. В пьесе это упоминается, в фильме - нет.

Вообще все эти вставные сценки (бурлаки, картежники, пассажиры парохода, хулиганство и спасение Робинзона и т.п.) И Робинзон не впечатляет - чересчур карикатурен (да, опять карикатура!) . И за обедом никакого особенного издевательства нет - не читается это. И подпаивание - так себе, большая рюмка коньяка не свалит с ног взрослого мужчину.

Теперь вернусь к отношениям Ларисы и Паратова после его возвращения. Разговор... вот я смотрел этот эпизод, а в памяти у меня всплывал разговор из "Жестокого романса". Паратов Протазанова откровенно равнодушен к девушке и интересуется только чесанием своего эго. Ну да, жалко девушку, но, вместе с тем, закрадывается такое... "самадуравиновата" - куда смотрела-то? Это какой ослепленной надо быть, чтоб перед таким фатом стелиться? (да-да, я знаю, что так бывает, но это не вызывает сочувствия).

Паратов (Анатолий Кторов), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)
Паратов (Анатолий Кторов), кадр из фильма "Бесприданница" (1936)

Не то у Рязанова - Михалков играет влюбленного Паратова. Да, он подлец, но он действительно влюблен, он действительно потерял голову - в нетрезвом состоянии так легко потерять голову, если кипишь страстью. А потом наступает утро... и ты понимаешь, что совершил ужасную и непоправимую ошибку. У кторовского же Паратова ничего этого нет - он просто хочет наказать Карандышева и еще раз почесать ЧСВ. К слову, даже и эпизод ссоры Карандышева и Паратова не впечатляет, слишком он проходной. А как этот эпизод прозвучал у Рязанова, а? Как разлетелось яблоко под кулаком Михалкова, какие бешеные глаза!

Но, при этом, у Протазанова (как и у Островского) Паратов не такой уж и подлец - он всего лишь увез девушку с банкета жениха. Всем понятно, что Карандышев Ларису простит, ничего такого - это Лариса не захочет вернуться к жениху. Но она так и осталась невинной. Версия Рязанова - трагичнее. А потому сильнее (вообще, по-моему, Рязанов - не столько комедиограф, сколько мастер драмы; да, его комедии - замечательны, но его трагикомедии и драмы - сильнее).

Я знаю, что Рязанов оценивал фильм "Бесприданница" очень высоко. Но я после "Жестокого романса" не могу оценить его столь же высоко; Рязанов снял фантастически великолепное кино - он сделал ремейк фильма Протазанова, и он сделал ремейк лучше оригинала настолько, что даже и выразить нельзя. Поэтому

моя оценка - 4

А если бы не было "Жестокого романса", то я бы поставил только
3. С плюсом.