Если ты это читаешь, то скорее всего ты решил не тратить деньги на поход в студию, вложив их в хороший микрофон. Похвальное решение, вот только микрофон — это далеко не все, что нужно для хорошей записи. Я не говорю про поп-фильтр и звуковую карту (как разумеющееся) или про предусилитель (как желательное). Сегодня поговорим о техниках записи и о подготовке помещения.
Очень круто, если у вас есть место (и деньги) для вокальной кабинки, но большинство довольствуется системой звукоизоляции с названием "ковры вашей бабушки", значит и рассчитывать будем на подобный подход.
Для начала (если есть ковер на полу) я рекомендую располагать микрофон (если он конденсаторный, как на картинке) головой вниз, потому что от пола с ковром будет меньше отражений, чем от потолка. Если есть возможность — стоит расставить звукоизоляционные панели по комнате, благо они стоят не таких больших денег. Особенно важно заглушить углы — они ловят больше всего неприятных металлических отражений. А еще— купи акустический экран.
Такие штуки изолируют сигнал от звуковых волн, отраженных от стены за микрофоном. Есть даже маленькие, "походные" варианты, со встроенным поп-фильтром, которые просто надеваются на микрофон сверху, как поролоновый набалдашник.
Стоит задуматься и об отсутствии дополнительных источников шума. Покупать компьютер со серхтихими вентиляторами, либо ставить его в другой комнате/за экраном. Убедиться, что звук с улицы или из соседних помещений так же не проходит (ведь так жалко убить хорошую сессию криком с кухни или гудком автомобиля с улицы). Частично с этим может справиться фильтр нижних частот (на микрофоне, преампе, звуковой карте или даже внутри в эквалайзере), но лишь частично. Так что изначально следите за тишиной.
Проводка. Шнур от карты к микрофону должен быть максимально далеко от шнуров питания, чтобы не ловить на себя наводки. Думаю не надо говорить, что сам по себе этот шнур должен быть очень хорошего качества и экономить на нем смысла нет.
Ну и расстояние от вокалиста (а так же направление микрофона) тоже стоит регулировать. Не каждый вокалист должен петь прямиком в диафрагму, возможно стоит расположить ее под углом к нему (покрутить микрофон по диагонали или вертикали). Особенно хорошо это работает с яркими, гнусавыми голосами и людьми с проблемными сибилянтами (те, кто шепелявят, короче говоря). Есть один хитрый трюк — на центр микрофона вертикально надевается карандаш на резинке (простой деревянный карандаш перед диафрагмой) и это значительно урезает сибилянты. Но есть побочка — "присутствие" уходит, т.е. самые яркие частоты становятся глуше, что иногда только усугубляет проблему взрывных шипящих и сибилянтов. Я довольно быстро отказался от такого способа, но вдруг вам зайдет.
Ну и лучше, конечно, использовать дополнительный ламповый преамп. Как я писал в посте о выборе микрофона, существуют ламповые микрофоны, которые уже идут в комплекте с ламповым усилителем и что звучат они достойно. Но отдельный преамп+компрессор все-таки сделают звук немного другим. Разница больше в динамике, конечно, но это будет ощутимым плюсом на постобработке.
Ну а о том, как уже записанный вокал встроить в "минус" и какими плагинами пользоваться мы поговорим в следующий раз.
Еще больше статей в telegram канале "Записки Аранжировщика". Кейсы и примеры, как делать музыку лучше, плюс чат единомышленников.