Есть интересное задание, которое называется Marshmallow Challenge (Зефирное Испытание). Его суть в том, что команде из четырех человек дают двадцать штук спагетти, метр скотча, метр тонкой веревки и маршмеллоу – зефиринку. За 18 минут требуется построить самостоятельно стоящую конструкцию, которая поднимет маршмеллоу на максимальную высоту. Несмотря на кажущуюся простоту, в реальности это очень сложная задача, которая хорошо иллюстрирует некоторые важные принципы, ведущие к успеху или провалу в создании новых проектов. Условия, в которых команда оказывается в Marshmallow Challenge, очень похожи на условия работы в стартапе. У команды есть ограниченные ресурсы и мало времени, они раньше не делали того, что хотят сделать, есть четкая цель, но нет понятного способа ее достижения. Вот стандартная последовательность действий большинства команд, участвующих в испытании:
- Ориентировние – 2 минуты
- Планирование – 4 минуты
- Постройка – 10 минут
- Финал - установка зефирки на вершину конструкции (когда время уже практически закончилось) – 2 минуты
В большинстве случаев этот подход ведет к тому, что конструкции ломаются. По наблюдениям Тома Вуйеца, который провел десятки подобных соревнований для разных групп людей, чаще всего неудачу терпят недавние выпускники бизнес-школ. При этом среди лучших оказались недавние выпускники детских садов!!!
Почему дети достигают лучших результатов, чем выпускники бизнес-школ?
Том Вуйец объясняет это тем, что дети не занимаются планированием "идеального" решения, не тратят все время на постройку "идеального" решения и не откладывают тестирование "идеального" в теории решения на самый конец.
Вместо этого они создают что-то простое, проверяют, держится ли на этом зефиринка, в случае успеха продолжают строительство дальше. Они быстро находят: что работает, а что не работает. Они решают задачу поэтапно, на каждом шаге проверяя работоспособность промежуточного решения.
Это сильно отличается от способа решения задачи выпускниками бизнес-школ, когда сначала создается план идеальной конструкции, потом все время тратится на ее создание, а в конце, когда уже не осталось ни времени, ни ресурсов, впервые проверяется, работает ли схема или нет.
Если грубо разделить то, как делаются новые проекты, то это будут как раз подход "выпускников детского сада" и "выпускников бизнес-школ".
При работе над чем-то новым ставьте себя в позицию любознательного детсадовца, который изучает мир методом проб и ошибок, а не выпускника бизнес-школы, который придумывает сложные теории, которые бесконечно далеки от реальности, и действует сообразно им.
Проверяйте ключевые идеи проектов как можно быстрее, и лишь в случае их работоспособности двигайтесь дальше. Нет смысла строить огромную конструкцию, не будучи уверенным в работоспособности отдельных ее частей. Скорее всего, она сломается.
Ищите простое работающее и со временем вы придете к сложному, которое возникнет в результате взаимодействия простых по отдельности вещей и процессов. Если вы с ходу попробуете создать сложную систему, не проверив ее отдельные части, то вероятность ее работоспособности будет обратно пропорциональна ее сложности.