Ни для кого не секрет, что на Российском рынке количество контрафактного товара просто невероятное. Считается, что контрафактная продукция чаще всего сбывается через «ВКонтакте» и «Telegramm». По оценке BrandMonitor в семи из десяти случаев покупки люксовых товаров через соц. сети клиенты получают контрафакт. За последние 12 месяцев продажи премиальных товаров в соц. сетях выросли на 28% и превысили 23 млрд. руб. И это только люксовый сегмент, а сколько некачественных подделок других видов продукции, даже страшно подумать.
Для борьбы с контрафактом специально была разработана система цифровой маркировки и прослеживания продукции «Честный знак». После проведения испытаний, с первого июля 2020 года маркировка стала обязательной для трех видов продукции: табака, обуви и лекарств.
Как же работает система и что из себя представляет «Честный знак»? Как понятно из названия, система честный знак призвана обеспечить подлинность каждой единицы товара, попадающей на прилавок.
Для начала, рассмотрим, как все происходит. Специальный код (маркировка) на товар наносится непосредственно на заводе-изготовителе. Код этот выдает уполномоченный государством оператор «Центр развития перспективных технологий». На вид это обыкновенный Data Matrix код, который можно отсканировать любым смартфоном с камерой.
Данный код содержит всю информацию о товаре, производителе и дате маркировки, по сути, это электронный паспорт изделия, который нельзя потерять. Далее перемещение товара фиксируется на каждом этапе перевозки вплоть до момента приема в розничном магазине. После продажи маркированного товара на кассе, его код автоматически выходит из оборота.
Иногда кажется, зачем такие сложности, ведь дополнительная маркировка приводит к удорожанию конечного продукта для потребителя? Да, конечно, ценник на товары с обязательной маркировкой поднялся, но есть и очевидные плюсы.
Любой человек, имеющий смартфон может скачать приложение на сайте честныйзнак.рф и проверить свою покупку перед оплатой в кассе. Согласитесь неприятно, когда вы покупаете люксовые кроссовки через две недели обнаружить, что их реальная цена в пять раз меньше, да и качество соответствующее. Еще хуже обстоят дела с лекарствами, ведь они и так не дешевые, а если вспомнить, что мы их покупаем не от хорошей жизни, а во время болезни и для конкретных целей – поправиться. Здесь прием контрафактных препаратов в лучшем случае может просто не оказать никакого действия, а в худшем привести к печальным последствиям. Да и, наверное, многие из нас слышали, что туристы в основном везут из-за границы именно лекарственные препараты, так как считают, что «там» нет подделок. Не все могут поехать за границу за препаратами, да и не должны.
Развитие технологий дает нам возможность не полагаться на авось и не переплачивать за нелегальные и некачественные товары. Хочется верить, что введение обязательной маркировки действительно приведет к снижению количества контрафакта на рынке.
Для участников ВЭД дополнительная маркировка, это конечно дополнительные сложности и бюрократия, но нам не привыкать, главное следить за новостями и вовремя адаптировать свою работу под новые реалии рынка.
Важно помнить, что в настоящий момент обязательной маркировке подлежат следующие товары: табак, шубы, обувь, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, товары легкой промышленности, духи и туалетная вода. С 1 октября маркировка станет обязательной для духов и фотоаппаратов, а 1 ноября для шин и покрышек.
В тестовом режиме в сейчас маркируются: молочная продукция, велосипеды, кресла-коляски и упакованная вода.
Еще больше статей читайте на нашем портале logisticspace.ru