622 подписчика

Иероним Босх. Обращение святого Христофора

Иероним Босх. "Святой Христофор". (1504-1505)
Иероним Босх. "Святой Христофор". (1504-1505)

Иероним Босх часто изображал на своих картинах святых. Он включал их во всевозможные жанровые сценки, окружал привычными для своих зрителей предметами и природой, придавал их историям символическую окраску...

Не стал здесь исключением и святой Христофор.

Имя это, Христофор, в переводе с латинского означает "несущий Бога" и происходит от слов "Christum ferens".

Так как же человек на картине получил своё имя? Да и человек ли он вообще?..

Справедливый вопрос.

У Иакова Ворагинского, автора "Золотой легенды", сборника христианских легенд и житий святых, можно найти упоминание некоего Репробуса (или Репрева). И не кого-нибудь, а...великана, цель жизни которого состояла в попытках найти достаточно могучего человека, чтобы устроиться к нему на службу, не испытывая стыда.

Первым, кому Репробус предложил свои услуги, стал царь... Однако вскоре оказалось, что тот до смерти боится дьявола и его козней. 

"Так не поступить ли тогда на службу к дьяволу?" – подумал Репробус, что и сделал. Однако и дьявол оказался трусом: он боялся креста.

Что же делать?

Оставался последний, кто ещё мог взять на службу великана... Иисус Христос.

Некий отшельник подсказал Репробусу, что служить Христу нужно постом и деятельной помощью людям. 

Тогда великан устроился работать на опасной переправе.

Однажды его попросил перенести себя на другую сторону маленький мальчик. Репробус взялся за это дело и вошёл в реку.

Однако, чем дальше он шёл, тем тяжелее казалась ему ноша. 

Тогда мальчик сказал великану, что он и есть Иисус Христос, а тяжел так потому, что несет на себе человеческие грехи...

Именно Христос в конечном счёте крестил Репробуса и нарёк его Христофором.

И именно момент проноса мальчика через реку Иероним Босх изобразил на своей полной символов картине.

Мы видим, как тяжело опирается на посох Репробус-Христофор. Грехи людей, несомые Иисусом, так и давят ему на плечи.

Сам же Иисус кажется парящим в воздухе – и над несущим Его Христофором, и над своей собственной ношей.

Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.
Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.

Пальцы правой руки он сложил в благославляющем жесте, в то время как в левой зажал крест. Одной своей перекладиной тот коснулся посоха Христофора, и посох чудесным образом расцвёл.

По легенде, когда Христофор перенес Иисуса на другой берег, тот велел ему воткнуть посох в землю,и из него на следующий день выросло дерево. Это разгневало местного правителя, и он заточил Христофора в тюрьму, где тот и принял мученическую смерть.

Красный плащ святого указывает нам на те муки, что он уготовил себе, приняв в своё сердце Христа. К слову, имя Христофор можно истолковать и иносказательно, а именно: "несущий Христа [в своём сердце]"

Рыба, висящая на посохе Христофора, в Средние века считалась символом Христа... Достаточно вспомнить, что начальные буквы греческой фразы Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ ("Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель") складываются в слово "рыба", ichthys.

Фон картины так же пронизан символами.

Внизу мы видим крохотного человечка. Судя по всему, это тот самый отшельник, что посоветовал Христофору служить людям, чтобы познать Бога.

Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.
Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.

Рядом с ним стоит белая собака. Цвет животного указывает нам на его добрую природу, а расположение у подножия креста в средневековой символике означало верность Божественным заповедям.

Присутствие на картине пса может быть истолковано и в другом ключе: в древности святого Христофора представляли собакоголовым...

Неподалёку вверх возносит свои ветви кряжистое дерево. На нем мы видим хижину отшельника, располагающуюся...в кувшине, к которому ведёт лестница. Вторая валяется тут же, у дерева. В средневековой символике лестница – символ страданий Христа на кресте, так как именно лестницу использовали при Его распятии.

Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.
Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.

Под деревом мы видим разгуливающих петухов, ещё одних символов страстей Христовых. Крик петуха на заре мог означать бдительность перед лицом зла.

С другой стороны дерева можно увидеть...лису, подвешенную за хвост. В средневековой символике лису связывают с такими качествами человека, как хитрость и коварство. Этими же чертами обладает, как мы знаем, и дьявол.

Чуть выше на дереве висит белая рубаха. Белый – цвет чистоты, невинности. Быть может, это указание на праведную жизнь отшельника.

Кстати, кто же он, этот таинственный человек, живущий один посреди леса?..

Лес... А ведь и его изображение заключает в себе некий символ.

В христианстве лес может трактоваться двояко: с одной стороны, это место, где живут дикие звери, с другой же – это аналог...пустыни, где проводят время аскеты; место, где "безмолвствуют" и предаются молитве и умерщвлению плоти. В частности, именно в лесу проводил свои дни святой Эгидий, изображенный Босхом также на правой створке триптиха "Святые отшельники".

С другой стороны от святого Христофора можно увидеть, как мужчина-охотник вздергивает на суку...медведя.

Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.
Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.

В средневековой символике медведь обозначает жестокость, чужое пагубное влияние. Умерщвление хищника может намекать нам на обращение Христофора: отринув свои предыдущие верования а, быть может, и свою собственную великанью природу, он становится добрым христианином.

Дальше, за рекой, мы видим полуразрушенный замок, из которого высовывается дракон. В соответствии со сложившейся традицией, дракон обозначает злое, дьявольское начало. С ним сражаются, его побеждают...

Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.
Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.

Примечательно, что на данной картине сражение, как видно, 

не состоялось. Обнажённый мужчина в панике убегает от замка.

Что с ним?... Почему он бежит?

Нагота в Средние века могла быть как символом невинности, так и указанием на греховность людей. Могла она обозначать и варварство человека, и его безумие... С каким именно зашифрованным символом мы столкнулись на картине Босха, остаётся только догадываться.

Внизу, на берегу реки, в которую вошёл Христофор/Репробус, мы видим цаплю. Согласно преданию, птица эта не любит дождь, а потому летает над облаками. 

Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.
Иероним Босх. "Святой Христофор". Фрагмент.

В символике Средневековья эта ее особенность сравнивается со способностью христианина подниматься над обстоятельствами и жизненными невзгодами.

А уж невзгод, затрудняющих человеку дорогу в рай, на картинах Босха всегда предостаточно.

Это искушения, соблазны...

И "Святой Христофор" – одна из немногих картин, где автор предоставляет человеку выбор. 

Жить во грехе или обратиться к Богу.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)