Есть книги модные, есть - философские, есть - для тысяч, а есть - для единиц. По мне, произведение Наварра Скотта Момадэя для единиц. Совсем немодное. В нем нет захватывающего сюжета. Есть боль. Боль отверженности, потерянности, растерянности перед миром. Но есть и упрямая сила духа, способная вращать Землю.
Книга рассказывает о нескольких годах жизни молодого индейца Авеля. Он пытается найти себе место в мире «белых» людей.
В 30-е годы индейцы влачили жалкое существование в бесплодных резервациях, вкрапленных в просторы Америки; упадок духа, голод, алкоголизм, самоубийства были и их среде обыденными явлениями.
Это неприглядная сторона книги, изнанка жизни коренного народа Америки. Но дух захватывает от описания картин природы, которые безраздельно слиты с чувствами людей.
Но больше всего меня поразил рассказ о ритуальном беге. Индейцы совершали его каждую весну, чтобы год был годом доброй охоты и урожая. Так они поддерживали всякое движение в мире.
Дед Авеля однажды участвовал в состязании.
«Однажды Франсиско и сам участвовал в беге; натершись сажей, бежал на рассвете по этой дороге. Бежал, все силы вкладывая и чувствуя, как с головы и плеч льет пот; хотя была зима, снежило. От бега дыхание жгло гортань, а ноги подымались-опускались как-то сами собой; как чужие. И наконец он догнал Мариано, который повсеместно слыл самым лучшим из бегунов. Долго Мариано не давал себя достать, но вот на окраине городка, у загонов для скота, Франсиско наддал, поравнялся с Мариано, увидел на мгновение лицо его, мокрое, исказившееся лицо побежденного… «Si dio рог vencido»… и хлестко мазнул по этому лицу рукой; так что по щеке и губам Мариано легла черная полоса. Мариано упал, изнемогши. А Франсиско не сбавил хода до конца, до Срединной площади; он мог бы и дальше бежать — ни за чем, просто так, ради бега. И в тот год он добыл на охоте семерых рогачей и семь ланок. Поздней, когда молодость прошла и нога стала уже сохнуть от болезни; он сделал карандашом рисунок на первом листе конторской книги, которую хранил в балках под потолком вместе с запасом молитвенных перьев. Он нарисовал черного, прямого, как струна, человека, бегущего в снежном рассвете. И ниже обозначил: 1889»
Зрительный эффект у книги необыкновенный. Все краски проступают ярко и пестро.
Финал открытый. Авель, израненный и покалеченный, присоединяется к ритуальному бегу. Остается безвестным: умирает Авель в беге или спасается от гибели…
Индейцы бежали, чтобы впасть в медитативное состояние, чтобы видеть вглубь вещей, куда-то за них...
В каждом из нас есть этот прямой, как стрела, человек.
Беги, Лена, беги!
P.S: И да, меня зовут Елена :)