Что будет стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу и думаешь: «Плыть или не плыть?»
В. Цой
Белое безмолвие
Аляска. Символично, что именно Аляска. Вспоминая ранние произведения Джека Лондона, ясно представляешь себе бесконечные заснеженные равнины, хвойные леса и холод, тот самый серый бесплотный холод, пробирающий до костей. Больше ста лет прошло с тех пор, как смелые и отчаянные люди, рискуя собственной жизнью, на собачьих упряжках пробирались к самому сердцу Аляски, в надежде отыскать там золото. Сегодня все иначе. Золото перестало блестеть и стало черным, а люди, его добывающие, из энтузиастов и романтиков превратились в алкоголиков, бывших заключенных и маргиналов в самом приземленном смысле этого слова.
Здесь, на заснеженном отшибе цивилизации, среди небритых бурильщиков и находит свое пристанище Джон Оттуэй (Нисон). Он охотник на волков. Бесшумный убийца, прикрывающий спины парней, которые, кажется, и вовсе не замечают его присутствия. Но ад, преследующий Джона по пятам, находит его и здесь. Более того, здесь ад становится реальностью. Тьма внутри Джона рвется наружу, жаждет воссоединиться с окружающим его белым безмолвием. И только проглоченная пуля может остановить это безумие, но… Тишину раскалывает волчий вой, вой серого хищника, призванного напомнить Джону, что его путь еще не закончен.
Холодный день в аду
Джон видит свою жену. Она красивая. Улыбается. Она любит его, а он ее. Они вместе. От картинки веет теплом и иллюзорностью. Лишь тихий свист где-то вдали внушает тревогу. Свист нарастает. Мозг проводит короткую проверку. Тут что-то не так. Какие-то незначительные пробелы, из-за которых кусочки мозаики отчаянно не желают вставать на свои места. Замерзшие иллюминаторы. Турбулентность при взлете. Черт, это сон. Красивая картинка разлетается на куски. Джон в самолете. Свист становится невыносимым, ледяной ветер расшвыривает все, что не пристегнуто ремнями. Самолет разваливается в воздухе, на секунду продемонстрировав пассажирам заснеженные верхушки деревьев. Наступает тьма.
И снова этот сон. Боже, как она прекрасна. Джон целует ее и… Просыпается. Похоже, он лежит на снегу. Снег везде. Налипает на лицо, норовит забраться под одежду. Не переставая бороться с порывами ветра, Джон взбирается на холм в надежде хоть что-то рассмотреть сквозь непроницаемую снежную пелену. Внизу виднеется то, что осталось от самолета. Сейчас это лишь куски металла, охваченные ледяным пламенем. Слышаться чьи-то крики, приглушенные воем метели. Кто-то уцелел. Значит, борьба за выживание только началась.
Остаться в живых
С чего вдруг Джон Оттуэй становиться тем, кто берет на себя ответственность за спасение выживших? С чего вдруг он вообще выбирается из сугроба, в котором оказывается после крушения? Зачем идет все дальше и дальше, каждым шагом подтверждая свое желание жить? Логичные вопросы, но самого Джона они, похоже, волнуют меньше всего. Ему просто некогда об этом думать. Только не сейчас. Упал в снег — поднимись. Умирает товарищ — успокой, убеди в том, что смерть — это не так уж и плохо. Появились волки — разведи костер и организуй дежурства. Стало небезопасно — уходи. За тобой пошли люди — следи, чтобы никто не отстал. Никто не знает, что делать — сделай сам. Стал лидером — соответствуй. Никаких долгосрочных планов. Только то, что позволит выжить. Стимул — реакция. Никакой рефлексии, депрессии и философии. И лишь теплые сны изредка прерывают марафон по застывшему аду.
А волки всегда рядом. Их вой не замолкает. Они идут по следу, рыщут в темноте и норовят бесшумно подкрасться сзади. Один за другим погибают спутники Джона, навеки унося с собой терзающие их воспоминания о доме, близких и бренности всего сущего. Чем дольше идет борьба, тем стремительнее угасают остатки человечности в путниках. Чтобы выжить, необходимо отбросить все, очиститься от мыслей об уютном цивилизованном мире и оставить всякую надежду, кроме как на самого себя. Именно поэтому Джон Оттуэй и добирается до финишной прямой. Ему не от чего отказываться, ибо он уже потерял все. Пройдя столь долгий путь, он и сам уже почти волк, пусть со стеклом вместо когтей. На этот раз ему не уйти от ответа. Жить или умереть, умереть или жить.
Частное в общем
Хороший фильм. Никогда не понимал людей, которые из-за наличия в картине однозначно плохих элементов, считают весь фильм неудавшимся. «Схватка» не лишена проблем, и было бы глупо это отрицать. Да, середина фильма слишком проста и предсказуема, а ее содержание соответствует любому слэшеру по схожей тематике. Но «Схватка» великолепна в деталях. Чудесны местные пейзажи. Потрясает, казалось бы, уже сотню раз обыгранное в кино обращение главного героя к Богу. Атмосфера обволакивает и не хочет отпускать, а игра Лиама Нисона настолько же мощна, как и в лучших его работах. В итоге мы получаем блистательный триллер, в сердце которого запрятана классическая драма о противостоянии сильного человека сильным обстоятельствам.