Найти в Дзене

Социология «среднего» мужчины: про женщин с низкой социальной ответственностью

613 прочитали

Я предвижу, что получу свою порцию хейта от всех подряд. Просто потому, что расскажу о том, что все знают, но предпочитают молчать. Так, ведь всем удобно. И так очень легко прятать серьезные проблемы и парадоксы современного общества.

Я предвижу, что получу свою порцию хейта от всех подряд. Просто потому, что расскажу о том, что все знают, но предпочитают молчать. Так, ведь всем удобно.

Социальная ответственность «по науке»

Все чаще мне на глаза попадаются статьи, видео и, даже, целые книги про социальную ответственность. Чаще встречаются материалы про причины и классификацию «женщин с низкой социальной ответственностью». Наверное, это происходит потому, что популярность Владимира Владимировича Путина, легкой рукой введшего в мировую социологию и психологию этот термин, очень высока. Да-да, вы не ошиблись: данный термин ввел президент России и сделал это относительно недавно – в 2017 году. Естественно, что научно объяснять и давать определение Владимир Владимирович не стал и оставил нам уточнение определения.

Ни и ладно! Чем мы вам не ученые: давайте определимся с дефинициями и уточним понятие.

Сперва разберемся с тем, что такое «социальная ответственность». Энциклопедический словарь по психологии и педагогике дает нам такое определение:

Социальная ответственность - отношения между личностью и социальной группой, обществом, базирующиеся на осознанном выполнении ими взаимных обязательств и своих обязанностей, вытекающих из нормативных актов, регулирующих социальные отношения, а также из традиций и ценностных установок. Формирование С. о. происходит под воздействием социально-экономических условий, социально направленной политической системы, духовной культуры общества.

Мы же будем настоящими учеными? Тогда давайте не остановимся на одном определении и посмотрим, что у нас есть еще под рукой. В книге «Психология развития» Грейс Крайг и Дон Бокум дают более простое определение:

Социальная ответственность - обязательства перед семьей, друзьями и обществом в целом.

Копаем дальше? А давайте!

Нелюбимая мной Википедия дает следующее определение:

Социальная ответственность — это этический принцип, заключающийся в том, что для реализации общественного долга в процессе принятия решений необходим учёт не только интересов индивидов или организаций, принимающих эти решения, но и интересов, ценностей и целей широких социальных групп и общества в целом.

Если резюмировать, то все определения так или иначе сходятся на ом, что социальная ответственность – это готовность человека выполнять те или иные ожидания, правила и потребности социума. Более того, этот социум многослоен и на базовом уровне представлен семьей и друзьями, на среднем уровне соседями, сослуживцами и кругом общения, и, на глобальном уровне представляет из себя, практически, все общество с его религиозными, культурными и этническими штампами.

Нетрудно понять, что, с точки зрения социологии и психологии, низкая социальная ответственность - неготовность, или низкая готовность индивида выполнять обязательства, возложенные на него обществом.

Казалось бы, все очень просто. Идем дальше.

Чего общество хочет от женщины?

Хороший вопрос, не правда ли? Я, даже, попробую упростить: чего современное российское общество хочет от женщины?

Не стало легче?

И не станет! Не станет потому, что у современного общества нашей страны нет не то, что социальной концепции, а, даже, сколько-нибудь определяемого вектора развития.

Сейчас поясню проще. Смотрите: с одной стороны, у нас общество не склонное к толерантности и излишней эмансипации. Огромное количество и мужчин, и женщин в нашей стране считают, что женщина не должна зарабатывать больше мужчины, что женское счастье заключается в семье и детишках, что мужчина – глава семьи. С другой стороны, в среде продвинутой молодежи и городского населения все большую популярность набирает движение феминизма и полного равноправия полов: женщина может строить карьеру не хуже мужчины, не обязательно выходить замуж, женщина самостоятельна и независима ничуть не меньше, чем мужчина. Сюда же можно отнести проблему полярности пропагандируемых женских идеологий. Как пример: переполнение современной массовой культуры рекламой скрытой проституции с одной стороны (ходите в спортзал, следите за собой и подыскивайте богатого мужчину) и отзвуки романтизма ХХ века (встречайтесь с мужчинами «по любви», деньги - не главное, если есть счастье).

И, как это ни странно звучит, женщина, живущая в современном обществе, практически не может иметь какой бы то ни было уровень социальной ответственности по той простой причине, что само общество не определилось с требованиями к этой самой женщине! Раз нет четких требований, то и готовность женщины эти требования выполнять оценить невозможно!

С точки зрения природы и бихевиоризма

Природа задумала женщину с одной простой целью: она должна выносить и выкормить жизнеспособное потомство. Это значит, что в разрезе примитивных воззрений и заядлых бихевиористов социально ответственная женщина должна иметь детей. При этом, как можно больше детей. Реалии современного общества рисуют еще одно ограничение: детей мало родить, им надо дать образование и воспитание, достаточное для успешной адаптации в обществе.

Иллюстрация с сайта adygi.ru
Иллюстрация с сайта adygi.ru

И вот тут мы приходим к первым интересным выводам. Получается, что традиционное, я бы сказал, патриархальное общество делает девушку, которая охотно знакомится с мужчинами, рано выходит замуж (часто – «по залету») или любовницу богатого мужчины, рожающую ему пару-тройку детей и воспитывающую их на деньги любовника не состоя в браке более социально ответственной, чем, например, женщину – карьеристку, которая, в угоду карьерному росу не заводит семью и не рожает детей лет до сорока. С одной стороны, звучит это дико. С другой – вы наверняка много раз читали статьи и рассказы про «сильных и независимых» женщин, которые очень долго искали принца или жили на работе, а, в итоге, живу с кучей кошек без детей и личного счастья. И почти всегда эти истории наполнены жалостью и непониманием. Так вот жалость и непонимание - и есть завуалированное обвинение в низкой социальной ответственности. Дескать, вот неправильно как женщина делает: ей бы детишек и мужа, а она на работе и с кошками.

Иллюстрация из открытого доступа
Иллюстрация из открытого доступа

С точки зрения государства

Сразу оговорюсь, мы говорим о России. Это очень важно, поскольку социальная ответственность перед государством определяется, в основном, через законы и государственные программы.

Так вот, с точки зрения Государства Российского социально ответственная женщина должна: иметь мужа, но не больше одного, должна иметь детей, желательно двух и более. Также, социально ответственная женщина не должна: заниматься проституцией, не должна быть лесбиянкой и должна не злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

Почему это так? А потому, что так написано в законах и Федеральных программах.

Иллюстрация из открытого доступпа
Иллюстрация из открытого доступпа

То есть, с точки зрения наших властей идеальный образ социально ответственной женины: замужняя домохозяйка с 2-3 детьми. Также, с натяжкой, в этот список попадают, опять же, любовницы с детьми и матери одиночки. Относительно женщин, встречающихся с несколькими мужчинами, при условии, что они не берут с них денег за близость, государство ничего сказать не может, равно как и про «сильных и независимых» женщин. Конечно, учитывая государственную программу поддержки рождаемости, эти женщины менее ответственны, чем замужние мамы, но и обвинять их никто не собирается.

Для того, чтобы понять, как это эфемерно и переменчиво, достаточно привести примеры Китая или Нидерландов.

В Китае, например, социально ответственная женщина должна в идеале быть замужем, но не иметь детей (или, как минимум, не иметь более одного ребенка). В Нидерландах же проститутка с ребенком будет более социально ответственна для государственной машины, чем замужняя женщина без детей.

С точки зрения религии

Давайте ограничимся Хистианством и Исламом. Как бы не были различны эти религии, взгляд на женщину у них очень похож: замужем (причем только один раз), с детишками, занимается, в основном, домашним хозяйством и уходом за своим мужем. Все остальное – грех. Притом грех большой. Тут, даже обсуждать нечего.Фото с ото с сайта starove.ru

Фото с сайта starove.ru
Фото с сайта starove.ru

С точки зрения семьи и окружения

Самая неоднозначная тема. Неоднозначная она потому, что семья и близкие, а точнее, их столкновение с жестокой реальностью, как правило, и толкают женщину на выбор того или иного социального статуса.

Сколько есть историй о том, как женщина стала заниматься проституцией, чтобы заработать на лечение больных родителей, например, а как много женщин остаются одинокими после смерти мужа из-за того, что боятся потерять уважение и общение с друзьями… И тут, на самом деле, как раз и проявляется повышенная социальная ответственность. Потому, что, например, женщина продающая свое тело ради здоровья родителей или будущего детей проявляет жертвенность и чувство долга. Стоит ли осуждать женщину, которая не может встречаться с мужчинами потому, что вынуждена все свободное время проводить с сестрой-инвалидом?

Кто-то, может, и поспорит со мной, но… Современный мир жесток, и мы не в праве осуждать людей, которые любыми способами стремятся помочь своим близким. Особенно, если государство, система, общество никаких достойных альтернатив е предлагают.

Выводы с точки зрения «среднего» мужчины

У любой научной или аналитической статьи должен быть некий вывод. Не буду делать исключений и предложу свою точку зрения на основе всего написанного и прочитанного (а для того, чтобы это все написать, прочитать пришлось, тоже, немало).

Так вот, с точки зрения «среднего» в своих суждениях мужчины, женщина должна всегда оставаться женщиной. Для того, чтобы это был так, женщина должна быть любима. А еще, женщина должна иметь возможность любить сама. И не только мужчину, а еще и своих детей, родителей, друзей. А, чтобы женщина не стала «бабой» ей необходимо ощущать свою востребованность и реализованность, ей необходимо, чтобы любимые люди оценили ее и приняли ее жизнь. И запихивать женщину в рамки социальной ответственности нельзя! Нельзя потому, что у каждой женщины свое понимание «социума», «общества», «окружения». Нельзя от того, что только сама женщина может решить, что и когда ей нужно, нельзя потому, что часто, ответственность перед одним единственным человеком может быть важнее, чем ответственность за весь остальной мир.

Женщин с низкой социальной ответственностью не бывает! Как не бывает и женщин с высокой социальной ответственностью.

По крайней мере, до тех пор, пока близкие люди не начали навешивать на нее ярлыки....