Найти тему
ТракторВорк.ру 🛠

Бульдозер ДЗ42 — легендарный труженик советской эпохи

Хочу немного углубиться в историю и рассказать об одном из первых советских бульдозеров — ДЗ 42. Легкая спецмашина относится к 3 тяговому классу, её спроектировали для работы с грунтами первой и второй категории, что для того времени было уже достижением. Аппарат оказался востребован практически во всех отраслях народного хозяйствования.

Краткая история

Конструкция ДЗ42 основана на гусеничном шасси трактора ДТ-75. Разработка принадлежит «Волгоградскому тракторному заводу», основанному в 1926 г, по решению Высшего Совета народного хозяйства Советского Союза. 
Конструкция ДЗ42 основана на гусеничном шасси трактора ДТ-75. Разработка принадлежит «Волгоградскому тракторному заводу», основанному в 1926 г, по решению Высшего Совета народного хозяйства Советского Союза. 

Первый «сорок второй» сошёл со сборочной линии в 1963 году. Новая машина быстрыми темпами стала вытеснять морально устаревшую технику со стройплощадок.

В отличие от предшественника ДЗ42 мог выполнять практически любые землеройные работы. Универсальность бульдозера обусловлена навеской на него многофункционального отвала с возможностью изменения угла поворота.

В наши дни «ВгТЗ» сохранил свой производственный потенциал, предприятие входит в концерн «Тракторные заводы». Со времени выпуска первой машины было разработано несколько модификаций, которые остаются востребованными до сих пор.

Конструкция, эксплуатационные параметры

В новой машине появились очертания бульдозера, которые не сильно изменились за столько лет. Кабину автомобильного типа сменила каркасная конструкция с панорамным остеклением. Отвал закрепили на гусеничных тележках, а его положение стал изменять гидроцилиндр.

Хотя скоростные характеристики ДЗ42 заметно снизились (по сравнению с предшественником), но он смог работать с более тяжёлыми грунтами. Техника востребована в коммунальной сфере, сельском хозяйстве, строительстве.

Таблица №1. Технические характеристики

Двигатель

За всё время выпуска на трактор устанавливали несколько типов силовых агрегатов. В настоящее время производитель комплектует технику всего лишь двумя. Это российский Д-440-22 и украинский СМД-18Н. У них одинаковая мощность, конструкция и компоновка.

Я приведу характеристики российского. Это рядный четырёхцилиндровый дизель с непосредственным впрыском топлива и газотурбинным наддувом.

Система охлаждения у него жидкостная с принудительной циркуляцией. Параметры двигателя:

  • Обороты коленвала — 1750 об/мин.
  • Объём цилиндров — 7,43 л.
  • Крутящий момент — 532 Н∙м.
  • Диаметр цилиндра х ход поршня — 130 х 140 мм.
  • Средний показатель расхода топливной жидкости — 220 г/кВт∙час (162 г/л. с.∙час).
Обновлённый бульдозер и сейчас собирают на «ВгТЗ». Для него опционально доступен монтаж мотора А-41 с несколько меньшим крутящим моментом.
-2

Силовая передача, ходовая

Трансмиссия шасси механическая. Она представлена семиступенчатой коробкой передач с подвижными шестернями. Вращение от двигателя передаёт постоянно замкнутая сухая двухдисковая муфта.

Конечные передачи выполнены с «плавающими» венцами ведомых шестерён. Маневрирование аппарат осуществляет с помощью одноступенчатого планетарного редуктора и ленточных тормозов.

Все модификации спецмашины построены на гусеничном шасси. В его основе лежит цельнометаллическая рама с пружинной подвеской.

Четыре опорных катка с каждого борта воспринимают вес машины. Они закреплены попарно на неподвижных лонжеронах.

Кронштейны пары катков кинематически замкнуты между собой через пружины сжатия. Они компенсируют неровности покрытия, сглаживают динамические колебания при движении.

Гусеничное полотно собирают из башмаков шириной 390 мм. Возможна комплектация элементами размером 470 мм. Такие гусеницы снижают удельное воздействие на грунт, что позволяет задействовать бульдозер на вязких или топких грунтах.

Гидросистема

На машину устанавливают раздельно-агрегатную гидравлическую систему. Давление создаёт шестерёнчатый нагнетатель производительностью 45 литров в минуту.

Давление в магистрали ограничивает предохранительный клапан. Он настроен на срабатывание при достижении напора 20 МПа. Управляет потоками рабочей жидкости трёхсекционный золотниковый гидрораспределитель.

Рабочее место

Кабина у трактора расположена несимметрично относительно оси шасси: она немного смещена вправо, а с левой стороны разместился топливный бак. Из-за такой компоновки механизаторы окрестили машину «почтальоном» за некоторое сходство с представителем этой профессии.

Однако операторы такое расположение кабины не понравилось ввиду ухудшения обзора, они попросили установить её строго по оси. Производитель, пойдя на компромисс, предусмотрел возможность изменения положения конструкции.

В кабину устанавливают удобное двухместное кресло с возможностью регулирования в нескольких плоскостях. Доступ внутрь возможен только с правой стороны, с левой размещено глухое окно и крючок для одежды.

Кабину постарались максимально герметизировать для предотвращения попадания пыли, которая обильно образуется во время работы.

Внутренний микроклимат поддерживает салонная вентиляция с фильтром поступающего воздуха, отопитель и кондиционер (в современных аппаратах).

Цельностальной каркас кабины может выдержать вес трактора, защитив тем самым механизатора в случае опрокидывания машины.

Размеры

Компактный аппарат не может похвастаться большими габаритами (что и не удивительно для 3 класса техники).

Таблица №2. Размеры

Доступные орудия, эксплуатационные характеристики

На шасси возможна установка нескольких типов отвальных механизмов:

  • «БНДТ-10». Это нож неповоротной конфигурации шириной 2,52 м, массой 830 кг. Он может изменять своё положение в вертикальной плоскости, поворачиваясь до 25 °. Задействуют отвал при расчистке снежных заносов или планировании стройплощадок.
  • «БНДТ-20». Конструкция отвала не отличается от «десятки», но размеры и масса несколько увеличены за счёт чего достигается большая производительность.
  • «БПДТ». Поворотный отвал с возможностью разворота его относительно оси трактора на 25 °. Его ширина составляет 2,8 м, а весит он 1 т.
  • «БУДТ». Универсальная конструкция, которая может поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Все перечисленные орудия могут подниматься на 0,65 м над уровнем земли, врезаться в грунт на глубину до 0,41 м. Угол эффективного резания составляет 55 °. В поднятом положении шасси способно преодолевать уклон до 20 °.

Плюсы, минусы

Первое о чём хочется сказать, описывая положительные стороны модели — её надёжность и ремонтопригодность. На первый взгляд, эти вещи несовместимы: прочная конструкция всегда сложна, а её труднее ремонтировать.

В бульдозере ДЗ42 органично совместили простоту и унификацию. При должном обслуживании все узлы прослужат сверх нормативного срока, а в случае отказа их легко заменить, ведь на машину подходят детали с другой техники, которые достать совсем несложно. 
В бульдозере ДЗ42 органично совместили простоту и унификацию. При должном обслуживании все узлы прослужат сверх нормативного срока, а в случае отказа их легко заменить, ведь на машину подходят детали с другой техники, которые достать совсем несложно. 

Среди недостатков механизаторы выделяют низкую скорость, моральное устаревание конструкции и недостаточно комфортабельную кабину.

Исполнения

За всё время производства с конвейера сошло несколько модификаций бульдозера. Сегодня «ВгТЗ» выпускает три:

  • «ДЗ-42П». Шасси оборудовано отвальным орудием полноповоротного типа. Возможна комплектация прямым ножом или с гидроперекосом.
  • «ДЗ-42Т». Болотоходная версия аппарата, на которую устанавливают широкие гусеницы со специальными грунтозацепами. Ходовая позволяет задействовать шасси в работах на заболоченной местности в условиях подвижности почвы. Бульдозер не проваливается в зыбкий грунт.
  • «ДЗ-42Г» (-1). Машины оснащают всего 1 гидроцилиндром двухстороннего действия. Упрощённую конструкцию применяют в различных отраслях народного хозяйствования, в том числе и для работ в горной местности.

Цена, аналогичные машины

Согласно информации официального портала производителя, бульдозер ДЗ42 2020 года выпуска в комплекте с неповоротным отвалом БНДТ-10 стоит 1493 тыс. руб.

На вторичном рынке спецтехники есть много предложений о продаже аппаратов с пробегом. Их цена составляет 700-900 тыс. руб. Вариант «не на ходу» стоит 150-200 тыс. руб. Схожими характеристиками обладают лёгкие Shantui или Б10М.0101-Е.

Сегодня бульдозер, сохранив старую марку, фактически имеет совершенно другое наполнение, чем ранее. Гусеничный ДЗ42 отменно справляется с задачами в любом отечественном регионе.

Видео

Аппарат совершенно неприхотлив в обслуживании, нетребователен к параметрам топлива. Кроме того, он стоит в полтора, два раза меньше аналогичной техники других производителей.

🚜 Источник: traktorwork.ru

Ставьте 👍! Обязательно нажимайте «Подписаться»! 💪

Читайте также: Обзор видеорегистратора iBOX Magnetic WiFi Dual

Описание видеорегистратора X8 компании Roadgid