Лес закончился неожиданно. Деревья просто расступились, и мы тотчас оказались в настоящей степи. Справа и слева, насколько хватает глаз, почти до самого горизонта – бескрайние поля. Винновские горы, самая высокая точка которых – всего 177 метров, «убежали» за очередной поворот. И ещё километров семь мы чувствовали себя настоящими «кочевниками».
СКАТЕРТЬЮ ДОРОЖКА
Отроги Жигулёвских гор снова показались почти у самого волжского берега. Собственно, называются они здесь, как вы уже заметили, Винновскими. Да и Волга – не Волга вовсе, а Саратовское водохранилище. Ну да его все равно Волгой называют. Возле Винновки в Волгу обрывается склон самой высокой здешней вершины – Давыдовой горы, высота которой 110 метров. Винновские горы считаются одним из самых красивых мест Самарской Луки, потому на пляжах у их подножия построено немало турбаз и всегда много отдыхающих.
Первые известные историкам записи о селе Винновка были сделаны в 1750 году. У подножия Давыдовой горы в то время один из местных жителей построил маленький винокуренный заводик. Промысел оказался выгодным, и вино в округе не переводилось. В честь этого предприятия село и получило своё название. Имени хозяина заводика при этом никто уже не помнит. Вино делали из яблок и вишен – специально для этого в селе были разведены пышные сады. Правда, когда хозяин умер, умерло и его дело: винокурня закрылась в конце XVIII века.
Уже на подъезде к селу мы видим высокую колокольню местного храма, вокруг которого совсем недавно шло активное строительство. От некогда процветающего села в своё время осталось лишь несколько заброшенных домов. Храм был полуразрушен. И лишь через 75 лет после того, как миновали революционные и идеологические бури, храм и село обрели новую жизнь. 12 апреля 2006 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил водосвятный молебен и освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Собственно храм теперь уже отреставрирован. А вокруг него появился мужской монастырь. История этого храма величественна и трагична, как, впрочем, почти каждого храма на Самарской Луке, построенного до 1917 года. Редкую по красоте каменную однопрестольную церковь в 1851 году закончила строить княгиня Анна Орлова-Чесменская. Сюда стекался люд из всех окрестных деревень. Молились на золотые кресты с проплывающих мимо пароходов и барж. Волгари и купцы жертвовали святыне вклады – «на безопасное плавание» и «на благоприятную водную торговлю».
– Анна Орлова-Чесменская была редкой красавицей, блестящей светской дамой, – рассказывает научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея Лидия Любославова. – Прекрасно танцевала, была великолепной наездницей. Собиралась выйти замуж, но в женихе своем почему-то разочаровалась. А то и в замужестве как таковом. После этого она удалилась от мира и одно время даже жила в монастыре где-то в Подмосковье. Остаток жизни княгиня посвятила служению церкви. На Волге крестила мордву и чувашей. Такой во всех отношениях благочестивой и осталась в народной памяти и архивных документах…
Рассказывают и такую историю про храм: мол, когда-то приставали к этому месту и челны Степана Разина, а служители выстилали ему дорогу коврами от причала до монастыря. Да только не в знак уважения, а чтоб землю не пачкал. Отсюда якобы и пошло выражение «скатертью тебе дорожка».
В 30-е годы ХХ века большевики церковь разорили, кресты сбросили, иконы порубили. Старейшие винновцы говорят, что «храм оскверняли и свои бедные люди, и приезжие из-за Волги». Полностью разрушить храм не получилось, но на многие десятилетия он пришел в запустение. А еще местные бабушки рассказывали, что в то время «ходили коммунисты по всем избам и спрашивали: «В Бога веруешь?» И тех, кто говорил «верую», тут же расстреливали…
Сельчане возрождение храма и монастыря в Винновке только приветствуют. Храм в честь иконы Казанской Божией матери открыт для прихожан. В мужском монастыре есть подсобное хозяйство, летний детский оздоровительный лагерь, иконописная школа и мастерские, большая библиотека, монастырская гостиница.
ИЗ ОСИНОВКИ – В БЕРЁЗОВ
Полюбовавшись на храм и передохнув немного на волжском берегу, мы снова погрузились в «газель» и двинулись в сторону Осиновки. Здесь тоже есть своя православная достопримечательность. Правда, судьба её гораздо более печальна. Но сначала пара слов собственно о селе. Осиновка появилась на Самарской Луке лет 10-15 лет позже Шелехмети. То есть, село это тоже очень древнее. В архивах оно упоминается с 1640 года, когда впервые было вписано в земельные документы и нанесено на карту как село Никольское, по имени местной церкви. Однако название это не прижилось, и уже в середине XVII века село стало называться Осиновкой по проходящему мимо него Осиновому оврагу. Почему овраг так называется, понятно: соседствующие с селом леса и по сей день состоят почти сплошь из осинников. Нынче в Осиновке дворов сто двадцать. Много дачников из Тольятти и Жигулёвска. Коренных местных жителей человек триста.
Прямо на въезде село стоит самая старая церковь Ставропольского района – Никольский храм, построенный в 1714 году. Старинная кирпичная кладка, через которую словно сочится само время, во многих местах буквально заросла травой. Художники эту покрытую пылью веков фактуру, наверняка, оценили бы. Но общее впечатление от этого полуразрушенного сооружения остается всё-таки весьма печальное.
Говорят, что эту церковь подарил селу светлейший князь Меншиков. Тот самый, Александр Данилович – фаворит и сподвижник Петра I. Он тогда владел ещё несколькими имениями на Волге – уже знакомым нам Усольем, а еще сёлами Новодевичье, Хрящёвка, Жигули, Переволоки и Александровка. Все они были конфискованы в 1728 году после того как «мин херца Данилыча» объявили государственным изменником и сослали в сибирский город Берёзов.
По мнению некоторых историков, православный храм в Осиновке стоит на развалинах древнего булгарского храма. А про то, почему он назван Никольским, говорят, будто бы Меншиков был чудесным образом спасен Николаем Чудотворцем, который явился ему во время шторма на Волге как раз напротив Осиновки.
Точных сведений об этом храме совсем немного. Рассказывают ещё, что в 1929 году в алтаре здесь расстреляли священника. Расстреляли вместе с женой и детьми после того, как он сделал свой выбор между смертью и отказом от веры. Имени его, к сожалению, узнать не удалось. Но если такая история действительно была, думается, его можно восстановить.
Пытались убить и саму церковь. Четыре раза, начиная с 1938 года и вплоть до середины 60-х, её взрывали. Но политые кровью, израненные стены все-таки выстояли. Сейчас в Осиновке есть и другой храм, действующий – Иоанно-Предтеченский. А вот будут ли восстанавливать Никольский? Пока этого не заметно. Лишь одна из стен подперта основательно вкопанной в землю ржавой металлической растяжкой. Видимо, чтобы уж совсем не упала…
…Впереди у нас ещё два села – Берёзовый и Сосновый Солонцы, названные так по обилию солей в местной почве. В них мы надолго задерживаться не будем, а свернём сразу в Аскулы. Заехать надо обязательно. Второго такого села – без улиц – на Луке, пожалуй, больше нет…
© 2008 - 2020, фото автора