Найти в Дзене
6,4K подписчиков

"Чучело-Мяучело": малоизвестные факты

912 прочитали
Кадр из мультфильма "Чучело-Мяучело"
Кадр из мультфильма "Чучело-Мяучело"

Режиссёр Инесса Ковалевская - признанная мастерица советского мультмюзикла. В её послужном списке такие безусловные шедевры как «Бременские музыканты», «Как львёнок и черепаха пели песню», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и «В порту». Между прочим, почти все они являются экранизациями музыкальных постановок, изначально выходивших на грампластинках (за исключением "Сказки о Балде", которая вышла на "Мелодии" позже). А еще эти работы объединяет то, что основным исполнителем песен был Олег Анофриев. Кроме того нужно упомянуть "Катерок" - ещё один музыкальный мультфильм, снятый Ковалевской в первой половине 1970-х. Может быть он и не так уж популярен, но знаменитая песня "Чунга-Чанга" именно оттуда.

"В порту" (1975) стал последним в ряду "экранизаций" пластинок и Ковалевская решила попробовать себя в мультадаптации классики, сначала сняв визуальную фантазию на тему сборника фортепианных пьес для детей П. И. Чайковского «Детский альбом» (1976), а затем к 100-летию Павла Бажова перенесла на экран мотивы его "Хозяйки Медной горы". Возможно в итоге зрителя не привлёк заказной характер работы, но, так или иначе,"Горный мастер" (1978) не получил широкой известности. Как и следующий мультфильм «Салют, Олимпиада!» (1979) - на этот раз из полурекламной когорты, приуроченной к московской Олимпиаде-80 (большую часть давно забыли). В моей памяти с той поры отложилась песенка "Нужно, братцы, спортом заниматься" (в исполнении Владимира Винокура) и она, оказывается, оттуда! Очередная визуальная фантазия, теперь уже на музыку русской народной пляски "Камаринская" (1980) закрепила статус Ковалевской как режиссёра в первую очередь серьезного, авторского мульткино.

Что касается следующего мультика, "Однажды утром" (1981, см. видео) был уже явно рассчитан на дошкольный возраст - это коротенькая, слегка дидактическая сказка про утёнка, не желавшего ни с кем дружить кроме собственной тени. А песенка "Если рядом с тобой друг" (музыка Шаинского, слова Пляцковского, сценарий тоже его) мне запомнилась тогда и сама по себе.

Кадр из мультфильма "Чучело-Мяучело"
Кадр из мультфильма "Чучело-Мяучело"

И вот в 1982 году настала очередь появиться на свет "Чучелу-Мяучелу", особый зрительский успех которому вроде бы ничто не предвещало. Ковалевская на этот раз сплотила вокруг себя коллектив профессионалов, слава к которым еще только должна была постучаться. Чего только стоит имя сценариста! Владимир Алеников - никто иной как будущий создатель "Петрова и Васечкина". Автор слов обеих песен - Михаил Яснов, детский писатель, вроде как известный (но не мне, а значит - в узких кругах). Зато именно для композитора Игоря Космачёва этот мультик стал настоящим звёздным часом: ни до, ни после его песни популярными больше не становились. А вот музыка наверно и вспомнится, если очередной раз пересмотреть "Самого маленького гнома", а также "Волка и телёнка". Обнаружив в его фильмографии "Волшебника Изумрудного города", я уж подумал, что он автор песенки "В город Изумрудный идём дорогой трудной". А вот и нет - её написал Игорь Ефремов, сочинивший множество шлягеров для кино и мультиков 1970-80х . Космачёв же был занят в двух других сериях, которые я помню слабо (никогда не был любителем этого сериала).

А теперь настала очередь узнать, кому же Ковалевская доверила перевоплотиться в главных героев "Чучела-Мяучела" и в том числе спеть оба хита. Оказывается, мультроль девочки исполнила никто иная как Елена Степаненко, ныне ветеран юмористического разговорного жанра и теперь уже бывшая жена Евгения Петросяна (и в 1982 году они были просто знакомы). Она же ранее озвучила (полностью) и вышеупомянутый мультик "Однажды утром", а также братьев в популярной сказке о ночных страхах "Ничуть не страшно". Впрочем, на эстраде её интонации "под детей" всегда были узнаваемы.

Елена Степаненко в 1980-е годы (фото из интернета)
Елена Степаненко в 1980-е годы (фото из интернета)

Голосом самогó котёнка - бездомного и симпатичного - стала Наталья Ченчик. А её широкая публика ранее узнала по телефильму "Место встречи изменить нельзя" - по небольшой роли "подставной" Ани, которую подослали на "стрелку" с Шараповым.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (источник - интернет-ресурсы)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (источник - интернет-ресурсы)

В дальнейшем Инесса Ковалевская вновь и вновь обращалась к визуальным адаптациям народной и классической музыки (Мусоргского, Шостаковича, Грига) и уже в начале 1990-х экранизировала две сказки М. Пляцковского про Кузнечика Кузю (на музыку Юрия Антонова), ранее выходившие на грампластинках. То есть круг замкнулся.

(5/5 - за м/ф "Чучело-Мяучело")

(с) Albert Magnus для kin0uru