Отрывок из сборника моих рассказов "Про пацанов из 90-х".
Весной 2008 года, у предприятия Гоши и его товарищей заканчивалась кредитная линия. Три года назад, они взяли 3.000.000 рублей в банке, на покупку машин для своего таксопарка, а так же строительство стоянки на привокзальной площади железнодорожного вокзала Красноярска.
За это время, по условию договора, они гасили только проценты. Основной долг нужно было закрыть тремя траншами по 200, 800 тысяч и последние два миллиона еще через месяц. Еще зимой они планировали перекредитоваться, но в банке сменилось руководство.
После этого, всем предприятиям, у которых с бывшим управляющим были хорошие отношения, в получении новых кредитов отказывали. Причем до конца погашения задолженности кормили обещаниями, но после, приходил отказ. Тоже случилось и с фирмой близких знакомых.
Похожая ситуация складывалась и у них, свободных денег нет. Выдергивать из оборота, означало потерять клиентов, да и в этом случае, их бы не хватило. Перехватывать необходимую сумму у знакомых, было очень рискованно. В случае отказа банка, пострадает уже их деловая репутация, а не кредитная история.
Все же погасили первые два транша из оборотных средств, но так и не получили от банка ни нового договора, ни письменного одобрения новой кредитной линии. Понимая, что их ждет та же участь, парни пытались получить кредит в других банках, но также безрезультатно.
Тогда было принято решение выходить на просрочку. В этом случае, процентная ставка увеличивалась вдвое, но это был хоть какой-то, да выход. В конце мая они так и поступили, задолжав банкирам два миллиона.
На собрании учредителей, Гоша объявил, что пока не будет погашена задолженность, учредительские отчисления никто получать не будет. Вся прибыль от аренды машин предприятия, будет идти только на погашение долгов. Вдобавок Гоша отказался и от своей зарплаты.
Возмутился только Саня, который за месяц до этого, купил в кредит новый внедорожник. «У меня 27 тысяч ежемесячный платеж. Тебе хорошо, у тебя еще две личные Волги аренду приносят, а что мне делать?»- пытался возражать он. «А ты продай джип, пересядь как я на Гольф и купи себе пару машин для сдачи в аренду, тогда и вопрос отпадет сам по себе», - ответил ему Гоша и вопрос был закрыт.
Из-за того, что половина оборотных средств была отдана банку, пришлось в срочном порядке известить все предприятия, которые они обслуживали по безналу о том, что теперь с ними будут работать, только по предоплате. В связи с этим, большая их половина ушла к конкурентам, и ежемесячный оборот упал с трех миллионов до пятиста тысяч. Таксопарк имел с этого десять процентов, соответственно прибыль с этого оборота, тоже упала в шесть раз до смешных 50 тысяч.
Но машины исправно возили клиентов за наличку, и приносили аренду, поэтому до конца лета удавалось ежемесячно гасить банку по сотне. В августе новая беда. Дело в том, что девять машин имели желтые номера, срок действия которых заканчивался, и нужна была перерегистрация.
Сделать ее без участия банка не представлялось возможным, так как паспорта находились там. К тому времени он подал иск в суд, который наложил ограничения на регистрационные действия по всем машинам. Просьба прислать представителя в автоинспекцию, так же остались без удовлетворения. Банкирам было по барабану, что из-за этого погашение долга будет под вопросом.
Так в один из дней, девять машин встало, и восемнадцать водителей осталось без работы. Часть пересадили третьими в другие экипажи и тогда Гоша, вышел на директора одного из таксопарков города, у которого на базе стояла куча разукомплектованных Волг, но все с документами.
Переговорив с ним, он за копейки и в рассрочку, забрал две самые свежие. Поставив на них колеса, утащил на буксире к себе. Пересадил два экипажа и таксисты вместе со слесарями за сутки перекинули со вставших машин все недостающие агрегаты и оборудование.
На одной пришлось менять даже двигатель с коробкой, на другой мост. Таким образом, на его личный карман стало работать уже четыре машины, которые стабильно приносили больше пятидесяти тысяч в месяц. Когда машины выехали на линию, Гоша предложил компаньонам проделать подобное и таким образом обеспечить себе доход. Лишь один, последовал его примеру.
К этому времени, некоторые предприятия, ушедшие из-за введения предоплаты, помыкавшись на стороне, вернулись. Оборот вырос до миллиона в месяц, но самое прикольное было в том, что теперь не таксофирма кредитовала своих клиентов, возя их в долг. Теперь клиенты кредитовали ее, внося предоплату. До полумиллиона их средств ежемесячно крутились на счету.
Правда уже на счету другой, созвучной первой, но со словом такси, которая не имела долгов. Ее пришлось открыть, после того, как парк собственных машин перевалил за двадцать, чтобы не слететь с вмененки при уплате налогов.
Теперь это дробление снова помогло. Пословица, что нельзя складывать яйца в одну корзину, была актуальна как никогда. Более того, разразившийся вскоре мировой экономический кризис, докатился и до Красноярска.
Банки повсеместно стали отказывать предпринимателям в кредитах и возник кризис неплатежей, от которого пострадали многие их конкуренты, так и не получив свои деньги за оказанные услуги. Из-за предоплаты, таксофирму Гоши эта напасть обошла стороной.
Правда, оборот снова упал вдвое, но невозвратных долгов им удалось избежать. «Воистину, все, что не делается, все к лучшему», - подумал тогда Гоша. Еще больше года приходилось сутками пропадать на работе и к последнему заседанию, которое проходило в конце 2009 года, кредит удалось погасить полностью.
Тогда, вздохнув с облегчением, он задумался о том, что пора заводить второго ребенка. Но это уже другая история.
Ссылки: Продолжение / Начало истории
Все события повествования вымышлены, а совпадения с реальными людьми – случайны.