Найти тему
As-Safi Poetry الصفي

Интервью маршала Язова, данное мне в 2010 году

Шёл 2010 год. Мы отмечали 90-летие нашего земляка, гордости Карачаево-Черкесской республики генерал-полковника Солтана Кёккёзовича Магометова. Видный советский военачальник и дипломат в своё время был главным военным советником в Сирии и Афганистане, заместителем командующего Забайкальского военного округа. Во время встречи с воинами-афганцами в 1989 году он умер у памятника «Защитникам перевалов Кавказа».

Создание документальных фильмов – дело непростое, скажу я Вам. Иногда это представляется ещё более трудным, чем кино художественное. Создавая этот фильм, я очень хотел, чтобы в нём было интервью с последним министром обороны СССР маршалом Дмитрием Тимофеевичем Язовым. Слухи о его давней и крепкой дружбе с Магометовым ходили давно. Но лучше всегда один раз увидеть и услышать одновременно в документальном фильме.

Встреча с такими высокопоставленными людьми, даже в прошлом, оказалась делом непростым. Пробовал я и через интернет, и через союз воинов-афганцев. Всё тщетно. Потеряв, таким образом, много времени в Москве, я уже собирался возвращаться домой. Все остальные съёмки с вдовой генерала Александрой Ивановной и дочерью Лейлой (Лилией) уже были успешно завершены. Но тут Лейла решила вопрос, как по мановению волшебной палочки, спасибо ей за это.

Уже через пару дней в 10 утра Дмитрий Тимофеевич ожидал Лейлу и меня в своём рабочем кабинете. Нас встретил адъютант и попросил подождать. Увидев автора этого эссе, маршал Язов удивлённо воскликнул, что я очень похож на Владимира Магомедовича, имея ввиду генерала Семёнова.

Скажу прямо, что в жизни маршал оказался очень простым и добродушным человеком. Он производил удивительно приятное впечатление, которое осталось в сердце и не забыто по сей день. Дмитрий Тимофеевич встретил нас так, как на Кавказе встречают своих родственников и друзей.

Он поинтересовался, что именно из жизни Магометова интересует нас больше всего, чтобы в своей речи сделать акцент именно на этом. Работал маршал профессионально, без дублей, говорил просто и уверенно. Было сразу видно, что о карачаевце Магометове он точно знал не понаслышке. Они действительно были друзьями.

Был и курьёз во время съёмок. Дмитрий Тимофеевич, видимо уставший от своего рабочего стола с обилием телефонов, хотел дать интервью где-нибудь в другом месте. Но я уже решил выжать всё из неимоверной журналисткой удачи побеседовать с таким человеком. Такой выгодный вид в кадре упускать было нельзя, тем более свет лучше всего был именно там. Будучи журналистом и оператором в одном лице, я аргументировал этот выбор. Маршал согласился.

После интервью он ещё какое-то время увлечённо рассказывал о службе в рядах Вооружённых Сил СССР. Сразу было видно, что Дмитрий Тимофеевич – старый вояка, преданный армии и народу, защищать который он и присягнул в своё время.

Маршал Язов и Лейла Магометова
Маршал Язов и Лейла Магометова

Я сделал совместное фото маршала и дочери генерала Магометова на память. Дмитрий Тимофеевич держался бодро, но было видно, что он очень устал. Стало понятно, что принять нас он согласился только из-за уважения к Солтану Кёккёзовичу и его памяти. Я очень благодарен судьбе и лично маршалу Язову за это интервью, которое стало самой большой моей журналисткой удачей на сегодняшний день.

В скором времени после этого Дмитрий Тимофеевич стал часто появляться на экранах центрального телевидения, что не могло не радовать. Люди поняли, что случилось на самом деле. Доброе имя маршала Язова было восстановлено полностью.

Шукур Шабатович Тебуев, писатель

10.04.2020