Найти тему
623 подписчика

Иероним Босх. Грех скупости

102 прочитали
Иероним Босх. "Смерть скупца". (1500)
Иероним Босх. "Смерть скупца". (1500)

Иероним Босх жил в переходные времена.

На смену Средневековью пришло Новое время. Стали появляться крупные города, а с ними – и новые, капиталистические отношения...

Как человеку найти себя в стремительно меняющемся мире?

Люди не знали, а потому постоянно ожидали конца света, а вместе с ним – второго пришествия Христа и Страшного Суда.

Неудивительно, что в картинах тех лет часто присутствовала...смерть.

О ней думали, к ней готовились, ведь за гробом людей ожидали, как они верили, вполне реальные ад или рай.

И, учитывая всеобщую греховность, многие должны были закончить свои жизни именно в...аду.

Картина "Смерть скупца" – как раз об этом.

О смертных грехах.

Об ожидании смерти...

О ее неотвратимости.

На переднем плане картины мы видим сидящего на смертном одре человека. Услышав, как отворяется дверь, он поворачивается в ту сторону – и лицом к лицу сталкивается со смертью.

Иероним Босх. "Смерть скупца". Фрагмент. 
Иероним Босх. "Смерть скупца". Фрагмент. 

На голове у той – погребальный саван, в руке – стрела, острием направленная прямиком на умирающего.

Справа от него мы видим ангела. Он смотрит на окно, украшенное распятием.

Это – единственный источник света в комнате, погруженной в полумрак. И, если прибегнуть к аллегории, единственное спасение для грешника...

Прислушаться к советам ангела и обратить взор к Богу – вот то, что надлежит сделать ему в последние минуты жизни.

Однако скупец не желает этого.

Даже видя приближение смерти, он протягивает руки к туго набитому мешку, услужливо подаваемому ему демоном.

Что же привело его к подобной жизни? Что превратило в столь неисправимого скупца?..

Если присмотреться к картине, можно увидеть, что она разделена на планы. Смертный одр – это третий и последний план.

Чуть ближе к зрителю находится другой: человек, очертаниями лица похожий на умирающего, складывает монеты в приоткрытый сундук, под которым суетятся...всевозможные монстры: хвостатые, когтистые, покрытые шерстью...

Иероним Босх. "Смерть скупца". Фрагмент.
Иероним Босх. "Смерть скупца". Фрагмент.

Несмотря на то, что человек перебирает в руке четки, очевидно, что делает он это больше для видимости. Основное в его жизни – стяжательство.

Со второго плана картины мы резко "выпадаем" в первый – стоит лишь сделать шаг и спуститься с невысокого постамента, на котором располагается комната...Здесь, в грязи и пыли, валяются старые доспехи и оружие. Все, как видно, давно предано забвению.

Можно предположить, что каждый план картины – это период человеческой жизни.

Поначалу находящийся на смертном одре человек был рыцарем и вел благочестивый образ жизни, однако потом переступил черту и обратился к стяжательству. 

Символический "постамент" словно и есть эта черта. Она разделяет два мира – добрый и злой...

Мир благочестия и мир порока.

Если присмотреться, мы увидим, что на переднем плане нет вездесущих демонов... Однако на границе двух миров сидит некий крылатый монстр.

Иероним Босх. "Смерть скупца". Фрагмент.
Иероним Босх. "Смерть скупца". Фрагмент.

Судя по его виду – детально прописанным чертам лица, схожего с человеческим, чёрному одеянию и распахнутым за спиной крыльям – это и есть тот, кто некогда соблазнил героя картины. Иными словами, это сам сатана.

Дьявол...

Художник оставляет за нами право самим решать, что станет с героем картины – поддастся он искушению или же сделает правильный выбор?..

Иероним Босх не дает однозначного ответа на этот вопрос. Его цель несколько иная – заставить человека задуматься над своими поступками, а шире – и над всей своей жизнью.

Предлагая зрителям столь вопиющие сюжеты на своих картинах, Босх тем не менее надеялся на благополучный для них исход.

Через кажущиеся противоречия он вёл людей к Богу.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)