Иероним Босх жил в переходные времена.
На смену Средневековью пришло Новое время. Стали появляться крупные города, а с ними – и новые, капиталистические отношения...
Как человеку найти себя в стремительно меняющемся мире?
Люди не знали, а потому постоянно ожидали конца света, а вместе с ним – второго пришествия Христа и Страшного Суда.
Неудивительно, что в картинах тех лет часто присутствовала...смерть.
О ней думали, к ней готовились, ведь за гробом людей ожидали, как они верили, вполне реальные ад или рай.
И, учитывая всеобщую греховность, многие должны были закончить свои жизни именно в...аду.
Картина "Смерть скупца" – как раз об этом.
О смертных грехах.
Об ожидании смерти...
О ее неотвратимости.
На переднем плане картины мы видим сидящего на смертном одре человека. Услышав, как отворяется дверь, он поворачивается в ту сторону – и лицом к лицу сталкивается со смертью.
На голове у той – погребальный саван, в руке – стрела, острием направленная прямиком на умирающего.
Справа от него мы видим ангела. Он смотрит на окно, украшенное распятием.
Это – единственный источник света в комнате, погруженной в полумрак. И, если прибегнуть к аллегории, единственное спасение для грешника...
Прислушаться к советам ангела и обратить взор к Богу – вот то, что надлежит сделать ему в последние минуты жизни.
Однако скупец не желает этого.
Даже видя приближение смерти, он протягивает руки к туго набитому мешку, услужливо подаваемому ему демоном.
Что же привело его к подобной жизни? Что превратило в столь неисправимого скупца?..
Если присмотреться к картине, можно увидеть, что она разделена на планы. Смертный одр – это третий и последний план.
Чуть ближе к зрителю находится другой: человек, очертаниями лица похожий на умирающего, складывает монеты в приоткрытый сундук, под которым суетятся...всевозможные монстры: хвостатые, когтистые, покрытые шерстью...
Несмотря на то, что человек перебирает в руке четки, очевидно, что делает он это больше для видимости. Основное в его жизни – стяжательство.
Со второго плана картины мы резко "выпадаем" в первый – стоит лишь сделать шаг и спуститься с невысокого постамента, на котором располагается комната...Здесь, в грязи и пыли, валяются старые доспехи и оружие. Все, как видно, давно предано забвению.
Можно предположить, что каждый план картины – это период человеческой жизни.
Поначалу находящийся на смертном одре человек был рыцарем и вел благочестивый образ жизни, однако потом переступил черту и обратился к стяжательству.
Символический "постамент" словно и есть эта черта. Она разделяет два мира – добрый и злой...
Мир благочестия и мир порока.
Если присмотреться, мы увидим, что на переднем плане нет вездесущих демонов... Однако на границе двух миров сидит некий крылатый монстр.
Судя по его виду – детально прописанным чертам лица, схожего с человеческим, чёрному одеянию и распахнутым за спиной крыльям – это и есть тот, кто некогда соблазнил героя картины. Иными словами, это сам сатана.
Дьявол...
Художник оставляет за нами право самим решать, что станет с героем картины – поддастся он искушению или же сделает правильный выбор?..
Иероним Босх не дает однозначного ответа на этот вопрос. Его цель несколько иная – заставить человека задуматься над своими поступками, а шире – и над всей своей жизнью.
Предлагая зрителям столь вопиющие сюжеты на своих картинах, Босх тем не менее надеялся на благополучный для них исход.
Через кажущиеся противоречия он вёл людей к Богу.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)