Найти тему
Заметки о живописи

Иероним Босх. Действительно ли возвращается блудный сын?..

Иероним Босх. "Блудный сын" (1516)
Иероним Босх. "Блудный сын" (1516)

Иероним Босх (1450-1516) –нидерландский художник эпохи Северного Возрождения. Известен благодаря своим глубоко символичным картинам, в которых смешалось прекрасное и безобразное, духовное и мирское...

Одна из подобных картин – "Блудный сын".

Она является частью несохранившегося триптиха "Пилигримаж по земной жизни" и во многом повторяет ту, что Босх изобразил на внешних створках другого своего триптиха, "Воз сена". 

Иероним Босх. Внешние створки триптиха "Воз сена". (1500-1516)
Иероним Босх. Внешние створки триптиха "Воз сена". (1500-1516)

И здесь, и там мы видим бредущего по дороге путника. Он одет в лохмотья, несет за спиной короб, в руке держит посох, которым отбивается от зло оскалившейся собаки...

Иероним Босх. "Блудный сын". Фрагмент.
Иероним Босх. "Блудный сын". Фрагмент.

Сходство очевидно, однако картина "Блудный сын", на мой взгляд, символичнее. В ней множество нюансов, способных как облегчить её "чтение", так и окончательно запутать смотрящего.

Вот, к примеру, перевязанная тряпицей нога путника... Значит ли это, что он уже укушен псом, чей внешний вид (рыжая шерсть, оскаленные зубы, шипастый ошейник) выдает его дьявольскую природу?

Иероним Босх. "Блудный сын". Фрагмент.
Иероним Босх. "Блудный сын". Фрагмент.

За первым вопросом логичным образом следуют другие... Встречает или провожает пёс человека?

Гонит ли человек пса или, напротив, приветствует его, поднимая шляпу?..

Иными словами, к злу или к добру человек склоняется?

Тяжёлый короб за спиной изобличает в нем грешника. В пользу этого говорят и привешенные к коробу вещи: кошачья шкурка, к примеру, или свиное копыто, высовывающееся из-за пазухи человека... Свинья выступает здесь символом прожорливости, сладострастия.

Сравните: целое стадо свиней изображено у дома на заднем плане.

Что это за дом? Бордель?..

Иероним Босх. "Блудный сын". Фрагмент.
Иероним Босх. "Блудный сын". Фрагмент.

В пользу этого говорят не только внешние признаки (целующаяся пара на входе, вывешенное на всеобщее обозрение белье), но и символы: уже упомянутые свиньи у корыта, сорока в клетке (символ распутства), лебедь на вывеске (притворство), перевернутый кувшин на крыше (знак духовной пустоты)

Так покинул странник это место, собирается в него зайти или же, напротив, бежит прочь?

По выражению лица человека сложно сказать что-либо конкретное, однако в руке у него мы видим шляпу, в которую вместо пера воткнуты шило и нить...Ещё один эротический символ!

Разная обувь указывает нам...на его глупость. Совершая грех, человек показывает себя глупцом, и единственный путь "исцеления" – перестать грешить.

Так перестал ли грешить герой картины?

На внешних створках триптиха "Воз сена" человек деятельно отгоняет палкой собаку, здесь же он застыл в нерешительности.

Мы видим, что он снял шляпу с греховными символами и вместо неё одел капюшон, однако означает ли это в данном контексте отказ от греха?

Мы видим дверь... Она закрыта, однако это своего рода намёк на возможность другой жизни.

За дверью стоят корова...и сорока.

Вот вам и распутье. Вот вам и средоточие сомнений, отразившихся на лице странника...

Иероним Босх. "Блудный сын". Фрагмент.
Иероним Босх. "Блудный сын". Фрагмент.

Корова в данном случае – символ простой жизни, а её рога – напоминание о последнем суде и призыв к молитве. Сорока же, как говорилось уже, указывает на распутство.

Так пойти или не не пойти в бордель?

Встречает или провожает пёс человека?

Гонит ли человек пса?

Трактовок много... Всмотритесь и найдите свою.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)