Проблемы трудоустройства подростков. Причины. Пути решения.

В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении подростков в России. Тема данной работы является актуальной, так как в настоящее время занятость подростков играет большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в нем, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание подростку и тому чем он занимается, что его интересует, каковы его взгляды, способности, какого отношение ребенка к окружающему миру, что он хочет достичь в своей жизни

Количество совершаемых правонарушений тесно связано с типом занятости подростка. Именно в подростковом возрасте у ребенка складываются жизненные установки, взгляды. В этом возрасте характер у подростков очень уязвим, поэтому в случае возникновения неудач он может прибегнуть к непредсказуемым поступкам.

Многие подростки совершают правонарушения (ограбление, воровство) из-за нехватки денежных средств на личные расходы. Поэтому одни идут воровать, другие просить у родителей и родственников, а третьи - зарабатывать.

Проблема исследования заключается в рассмотрении организации вторичной занятостиподростков в течение учебного года, т.е. возможности наряду с основным видом деятельности - получением образования выполнить различные виды работ за деньги.

На первое место среди мотивов поиска подростками работы выходит «необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материального положения семьи». За последнее время доля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза и достигла 50%. В то же время существенно снизилась роль таких причин занятости подростков, как «работа для удовлетворения личных потребностей» (желания «иметь карманные деньги и покупать дорогие вещи») с 55,6% до 38,4%; «стремление самоутвердиться» с 19,5% до 11,6%.

Получило распространение в последние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабатывают.

Минздравсоцразвития РФ 28.06.2007 г. приказом № 449 утвердил «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». В регионах, муниципалитетах этот регламент исполняют центры занятости населения. В Ангарском районе трудоустройством несовершеннолетних занимается ГУ Центра занятости населения. Специалисты центра оказываю помощь в трудоустройстве подростков в летний период, ведут переговоры с работодателями, оформляют документы в соответствии с нормативными локальными актами.

Проблемы.

Подростковый возраст - самый «трудный» как для самих подростков, так и их родителей. Один из способов уберечь подростков от совершения отрицательных поступков - это привлечение их к труду.

В проблеме трудоустройства несовершеннолетних можно выделить 3 составляющих: сами подростки, работодатели и специалисты, которые работают с молодежью.

Многие подростки по тем или иным причинам стремятся самостоятельно подработать, иметь собственный заработок, особенно в период летних каникул. Подростковая группа представляет собой в основном учащихся средних школ, которые обычно вовлечены в трудовую деятельность. И сегодня вряд ли кто станет спорить с полезностью организованного труда подростков в свободное от учёбы время. Во-первых, для ребят из малообеспеченных семей - это неплохая добавка к бюджету родителей. Недостаточный материальный уровень большей части населения изменил жизненную позицию подростков. Многие из них стремятся заработать деньги. Во-вторых, работа отвлекает подростков от компаний, склонных к хулиганству, воровству, употреблению алкоголя или наркотиков. Наконец, в процессе работы они получают полезные навыки к труду. Работа позволяет подросткам получить необходимый опыт трудовых и деловых отношений, уметь лучше ориентироваться в условиях современного рынка труда.

Сегодня подростков очень трудно привлечь к труду, так как в статье 50 Закона «Об образовании»: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». При этом школа должна учитывать, что даже если ребенок трудится на благо школы по своему собственному желанию, родители могут быть с этим не согласны.

С каждым годом увеличивается число подростков состоящих на учете в органах внутренних дел, это следствие неправильного воспитания в семье, а также отсутствия патриотического воспитания молодежи. Семья оказывает мощнейшее воздействие на процесс воспитания ребенка: она является важнейшим социальным институтом. Именно в семье могут заложиться основы трудового воспитания, однако эти меры должны поддерживаться и органами государственной власти.

Подростков нужно учить зарабатывать деньги, так как они научатся ценить деньги своих родителей и поймут, каким трудом достаются финансовые блага.

Что касается работодателей, то они не желают трудоустраивать подростков, так как они вынуждены создавать новые рабочие места за свой счет. Те же деньги, которые выделяются центрами занятости, ничтожно малы. Отсюда сама собой вытекает следующая проблема - низкая материальная заинтересованность самих подростков в получении работы. У работодателей возникают еще и дополнительные организационные трудности: необходимость предоставлять льготный рабочий день, обеспечивать специальные условия труда, повышаются требования к технике безопасности. Плюс постоянный контроль со стороны подразделений по делам несовершеннолетних на предмет соблюдения трудовых прав подростков. Опять же следует учитывать и психологические особенности несовершеннолетних: частую смену настроений, низкий мотивационный уровень…

Но больше всего проблем возникает с трудоустройством подростков группы риска. Работодатели не желают с ними связываться. Из-за особых условий, о которых мы говорили, работодатель не всегда идет на заключение договора, поскольку не хочет привязывать подростка к своей фирме.

Пути решения

Я предлагаю создать сайт или страницу «Электронная биржа труда подростков города Ангарска» на базе Центра занятости населения. Это даст возможность:

· подросткам получить быстрый доступ к информации о

существующих в городе вакансиях;

· подросток получит возможность помещать свое резюме;

· работодатель так же будет информирован о потенциальном

работнике;

· легальность труда этой категории граждан повысится.

Из всего вышеизложенного следует, что проблема занятости подростков в большей мере носит социальный характер. Речь идёт не просто о том, чтобы дети могли заработать деньги на карманные расходы, а о формировании у них положительного отношения к труду. От того, каким будет первый опыт трудовой деятельности у несовершеннолетних, зависит их дальнейшая мотивация к трудовой деятельности и к повышению уровня своего образования. Большую роль играет вторичная (временная) занятость подростков (на время каникул), так как несовершеннолетние являются учащимися общеобразовательных школ или иных учебных заведений и постоянно работать они не могут.

В России организация временной занятости несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет - одно из наиболее востребованных направлений активной политики центра занятости. Труд подростков, организуемый в свободное от учебы время, во-первых, помогает в решении материальной проблемы семьи. Во-вторых, молодому работнику оформляется трудовая книжка, а это начало рабочего стажа, первые отчисления в Пенсионный фонд.

В третьих, подростки получают первые уроки работы в коллективе (соблюдение трудовой дисциплины, режима, выполнение установленных норм) и знания о разных профессиях. В четвертых, организация занятости подростков - это профилактика правонарушений

В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении подростков в России.