Найти тему

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Оглавление

Как оценить эмоциональную и социальную зрелость будущего первоклассника?

Кто и когда занимается диагностированием

Оценку готовности ребенка к переходу из садика в школу необходимо начинать заранее, не менее чем за год до поступления в первый класс. Благодаря этому у вас останется время скорректировать те аспекты, которые просели. В этом смысле проводимые исследования — не просто диагностика, подготовка детей к школе как раз и начинается с определения сформированности его организма, психики и т. д.

В первый класс принимают детей от 6,5 до 8 лет. У всех мам и пап есть возможность маневра минимум в год — пойти в школу в неполные 7 или неполные 8. Здесь начинается самое сложное — родительские амбиции, сравнение с дочками–сыночками родных и знакомых, советы бабушек и дедушек, у мам мальчиков — страх, что сразу из школы загремит в армию и т. д. И получается, что не все малыши начинают учиться в те сроки, которые оптимальны лично для них. А определить это время плюс выявить болевые точки, требующие коррекции, чрезвычайно важно.

У «организованных» детей такое диагностирование и проводится организованно — в детском саду или в школьных подготовительных группах.

Если ребенок «не садиковый», то заниматься этим необходимо родителям.

Важно понимать: несмотря на то, что диагностические методики доступны и при первом взгляде кажутся несложными, не полагайтесь только на себя. Найдите хорошего специалиста, который поработает с вашим чадом профессионально и объективно.

Какие методики диагностирования существуют

Вопреки распространенному мнению, готовность к учебе — это не умение писать-читать-считать. Как раз этому научат в школе.

Гораздо важнее общий уровень развития вашего дошкольника, методики диагностики готовности к школьному обучению выявляют и при необходимости помогают скорректировать:

  • физическую подготовленность (иммунитет, вестибулярный аппарат, моторику, координацию и т. д.);
  • интеллектуальную подготовленность (внимание, память, речь, мышление и т. д.);
  • мотивацию;
  • социальную адаптацию.

Детские психологи проводят специальные пробы — групповые и индивидуальные тесты.

Методика диагностирования по тестам школьной зрелости

Существует несколько методик диагностики готовности ребенка к школе (определение школьной зрелости): Керна-Йирасека, Гуткиной, Эльконина и другие.

Тесты Керна-Йирасека

Определение школьной зрелости по тестам Керна-Йирасека состоит из нескольких заданий:

  • нарисовать мужскую фигуру по памяти: «Нарисуй здесь дядю», никаких других пояснений не дается; оценивается что получилось — есть ли руки-ноги, на местах ли они, какие цвета использовал малыш, как расположил рисунок на листе;
  • срисовать (именно срисовать, а не списать!) несколько слов, состоящих из 2—3 письменных букв («я ем суп», «ей дан чай», «я ем сам») — смотрят, читаются ли буквы, есть ли разбивка на слова, держит ли ребенок строку и т. д.;
  • срисовать группы точек (например, три ряда по три и в четвертом — одна по центру) — проверяют число и расположение точек, контур рисунка.

Результаты теста оцениваются в баллах, от 1 (самый высокий уровень) до 5.

Тесты Н. Гуткиной

Методика Н. Гуткиной, по которой проводится диагностика готовности к школе, тесты – проверка:

  • способности ребенка к произвольному вниманию (тест «Да и нет», ответы на вопросы);
  • фонематического слуха («Найди звук»);
  • развития произвольной сферы («Вежливость», «Домик»: скопировать простую картинку, составленную из элементов прописных букв — оценивают наличие всех деталей, их пропорции, начертание и т. д.).

Методика диагностирования по тестам достижений и тестам способностей

Существуют и успешно применяются методики готовности ребенка к школе, основанные на тестах достижений и способностей Г. Вицлака.

Тест включает 15 заданий:

  • история в картинках;
  • знание цвета;
  • заучивание четверостиший;
  • знание названий предметов;
  • процесс счета;
  • порядок счета;
  • классификация предметов;
  • восприятие количества;
  • размещение фигур;
  • сравнение картинок;
  • дифференциация цвета и формы;
  • воспроизведение четверостиший;
  • нахождение аналогий;
  • срисовывание;
  • описание картинки.

Итог подводится отдельно по каждому пункту и обрабатывается по нескольким направлениям:

  • суммируется, переводится в проценты;
  • оценивается по отдельным тестам, относящимся к конкретным компонентам умственного развития (обучаемости, уровню образования понятий, развития речи и т. д.)

Методика определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью

Кроме оценки развития интеллекта, важна и диагностика психологической готовности ребенка к школе, его мотивации и умения «пользоваться собственной головой».

Определить, готов ли дошкольник к учебе как новому виду деятельности, помогут тесты Эльконина, Вагнер, Зака:

  • Д. Эльконин использует «графические диктанты» (условно: «две клетки вправо – одна клетка вниз – две клетки вправо – одна клетка вверх»); способность ребенка повторить «узор» показывает его умение ориентироваться в пространстве, слушать и слышать.
  • Метод «Рисование по точкам» или «Образец и правило» А. Вагнер. Дается фигура-образец и справа от нее «точки» в виде треугольников, крестиков, кружочков, их необходимо соединить по образцу, чтобы получился такой же рисунок, лишние не использовать.
  • Методика «Почтальон» А.Зака определяет, способен ли ребенок планировать собственные действия, воспринимать и воспроизводить образец. Во время игры «почтальон» ходит между нарисованными «домиками» и «жителями» не как попало, а по определенным правилам.

Подводим итоги

Все дети разные, и один год для ребенка — огромная часть жизни. Собираясь в школу, оцените адекватно силы своего «абитуриента». Если окажется, что прямо сейчас он к первому классу не готов — это не трагедия. Дайте ему еще год, но не тратьте время впустую — готовьтесь, водите на развивающие занятия, укрепляйте здоровье.

Удачной вам учебы!

ИНТЕРЕСНО? ПОЛЕЗНО?

Подпишись на канал «ЧЕЛОВЕК В ПОГОНАХ»