Первый лидер возрожденного после русской революции Польского государства Юзеф Пилсудский считал, что первая четверть ХХ века - наиболее подходящее время для воссоздания "Великой Польши": разрушились Российская, Австрийская, Германская империи, и появился шанс объединить под единым управлением все земли, некогда входившие в Речь Посполитую. Концепция Пилсудского даже получила имя "Междуморье" - государство "от моря и до моря", которое должно было присоединить к Польше (возможно на условиях конфедерации) земли Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, Эстонии, части Чехии и Венгрии, территории на Балканах и в Скандинавии. Однако реальная ситуация оказалась сложнее: возникшие на этих землях национальные правительства совсем не стремились вступить в состав Польши, да и с планами Советской России и Германии это никак не вязалось.
Одной из арен споров польских федералистов с появившимися на осколках Российской империи национальными правительствами стала Литва. Литовское правительство ("Тариба"). В ходе военного противостояния город Вильно несколько раз переходил из рук в руки. В октябре 1920 года Польша и Литва в Сувалках подписали мирный договор, согласно которому Вильно должно было войти в состав Литвы. Но в те же дни польский генерал Люциан Желиговский с 1-й Литовско-Белорусской дивизией польской армии, имитируя неподчинение верховным польским властям, организовал наступление на Вильно и занял город. Сразу же было принято обращение к Лиге Наций, где занятая Желиговским территория провозглашалась независимым государством Срединная Литва.
В Польше соседнюю Литву традиционно считали состоящей из трёх исторических регионов: Западной Литвы (с Ковно/Каунасом), Срединной Литвы (с Вильно/Вильнюсом) и Восточной Литвы (с Новогрудком и Минском). Поэтому принятое Желиговским название "Срединная Литва" никого не удивило. Фактически государство "Срединная Литва" включало город Вильно с окрестностями, Свенцяны (литовский Швенченис), Ошмяны (ныне Беларусь) и часть Трокского уезда.
Независимость Срединной Литвы была относительной. Никто кроме Польши новое государство не признал. В январе 1922 года были организованы выборы в местный парламент - Вильнюсский сейм, и уже в феврале того же года сейм высказался за присоединение Срединной Литвы к Польше, где она составила Виленское воеводство.
* * * *
Сразу же после образования новое государство озаботилось утверждением собственной символики. Декретом №1 от 12 октября 1920 года Л. Желиговский собственноручно установил герб и флаг Срединной Литвы. Щит герба был рассечен, в правом червлёном поле изображался польский серебряный одноглавый коронованный орёл, в левом червлёном поле – серебряная литовская Погоня. Аналогичная композиция изображалась на красном полотнище флага Срединной Литвы.
Герб Срединной Литвы изображался на надпечатках на литовских марках, как провизорных почтовых выпусках Срединной Литвы а затем – на постоянных почтовых марках Срединной Литвы.
Позже появился более сложный герб Срединной Литвы, в коронованном четырёхчастном щите которого изображался польский орёл (в 1 и 4 четвертях) и Погоня (во 2 и 3 четвертях) и центральный щиток с гербом Вильны (Святой Христофор, идущий по воде и несущий младенца Христа). Позже были найдены сведения о том, что германский консул в г.Вильно описывал флаг Срединной Литвы "такой же флаг, как у Польши, только с добавлением на белой полосе у древка четырёхчастного щита с виленским щитком в центре".
Святой Христофор, переносящий младенца-Христа через реку, изображается на печатях Вильны как минимим с 15 века. По легенде однажды простодушного великана Репрева попросил перенести его через реку маленький мальчик. Репрев взял младенца на руки, но чем дальше он заходил в воду, тем мальчик становился тяжелее. На середине реки Репрев уже еле удерживал мальчика. Позже оказалось, что мальчик это Христос, а тяжел он потому, что "несет все тяготы мира". Там же, на реке, Иисус крестил Репрева и дал ему имя Христофор - "несущий Христа".
Считается, что Святой Христофор имел некрасивое лицо. На иконах его даже иногда изображали с собачьей, волчьей или лошадиной головой. В виленском гербе святой также предстает в "диком" образе - в виде легендарного литовского великана Альциса, переходящего вброд море и несущего на плече княжескую дочь - свою жену Янтерите.
**
Читайте на канале "Зачем в логотипе "Хеннесси" изображена рука с топориком"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим