26,8K подписчиков

Что знали про гипербореев античные народы? Интересные факты из «Истории» Геродота!

23K прочитали

Гиперборея – мифическая северная страна, которая упоминается у многих античных авторов. Нет оснований считать, что сведения правдивы, и что она существовала. Но все же давайте поговорим о том, что пишет про гипербореев в своей «Истории» Геродот. Итак, начнем!

Гиперборея в представлении художника.
Гиперборея в представлении художника.

Что знали про гипербореев греки и римляне?

Сейчас, многие псевдоученые пытаются доказать, что тысячелетия назад находилась великая страна – Гиперброрея. Но вот беда, их утверждения ни чем не подвергаются. А вот что знали про эту легендарную страну в эпоху Античности?

Гиперборея интересовала многие античные народы. О ней говорят греческие и римские авторы, но скорее всего – это лишь очередной миф, ведь легендарная страна не оставила никаких следов.

Гиперборея зимой.
Гиперборея зимой.

Древние греки считали, что гипербореи появились из крови титанов. Они относятся к мифическим народам, таким же как феакалы, эфиопы, лотофаги. Греки считали, что гипербореи поклонялись Аполлону – своему божественному покровителю.

Гипербореи любили веселые пиры с музыкой, танцами и песнями. Им были неизвестны горести и болезни. Насытившись блаженной жизнью, они бросаются в море. Но умерев, они перерождаются, и начинают жизнь заново.

Корабли гипербореев.
Корабли гипербореев.

Давайте приведу отрывок из «Истории» Геродота, посвященный гепербореям. Итак, что же пишет про этот мифический народ «отец истории»? Кстати, в их существование сам Геродот не верил.

Фрагмент из «Истории» Геродота

О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я думаю, исседоны также ничего о них не знают; ведь иначе, пожалуй, и скифы рассказывали бы о них, как они рассказывают об одноглазых людях. Но все же у Гесиода есть известие о гипербореях; упоминает о них и Гомер в «Эпигонах».
Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею.
Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы — на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос.
В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе.
Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье, и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос.
Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому.
И я точно знаю, что они так поступают. В честь этих гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы. Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и затем возлагают на могилу гипербореянок. Юноши же наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам.
По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины — Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами, и делосцы им также воздают почести. В их честь делосские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поименно.
От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев. Итак, о гипербореях сказано достаточно.
Гиперборея – мифическая северная страна, которая упоминается у многих античных авторов. Нет оснований считать, что сведения правдивы, и что она существовала.-4